Во вторник вечером пещера, в которой в Пензенской области на протяжении нескольких месяцев находилась в ожидании «конца света» группа сектантов, была ликвидирована. «Пещера пензенских затворников взорвана», — сообщила РИА «Новости» старший помощник прокурора Пензенской области Татьяна Островская. «Операция по ликвидации пещеры прошла успешно. Взрывотехники тщательно подготовились к операции, все прошло в штатном режиме», — сказала Островская.
«От пещеры ничего не осталось», — добавила она.
Судьба пещеры была решена давно. Еще на пресс-конференции в марте этого года, журналисты задали вопрос представителям власти, что они намерены делать с землянкой после выхода людей: например, устроить музей, возить туристов. Однако исполняющий обязанности начальника УВД Виктор Жаткин тогда ответил: «Пещеры мы разрушим. В Пензенской области есть по-настоящему святые места, куда могут отправиться верующие люди».
Представители прокуратуры детально изучили каждый сантиметр уже пустого подземного скита, после чего дали команду на уничтожение. Операция по устранению затвора некоторое время держалась в секрете. Местные власти отказывались давать информацию на этот счет, а во вторник стало известно, что взрывать пещеру будут не раньше среды. Но в итоге с уничтожением землянки решили не тянуть. Оставшиеся после подрыва пустоты заровняли бульдозером.
В ноябре 2007 года сюда, в подземелье, вырытое у села Никольское, в ожидании «конца света» ушли 35 сектантов. 28 марта после переговоров с пензенскими властями из землянки вышли семь затворниц. 1 апреля, после того как в пещере начали рушиться стены келий, еще 14 сектантов решили перенести затвор из подземелья в Никольское, на следующий день к ним присоединилась затворница с двумя детьми. Но в пещере оставались еще девять затворников. К тому моменту уже стало известно, что две сектантки погибли под землей и были захоронены в пещере.
Затворники ждали, что конец света наступит на Пасху, и только после него собирались выйти на поверхности. Однако и после этого православного праздника выход сектантов из землянки не состоялся: те, кто оставались под землей, объявили, что вернуться к людям не ранее середины июня – через 75 дней после покушения на убийство лидера отшельников Петра Кузнецова. Сектанты сочли, что сбылось некое пророчество, по которому пророка Илию, который сейчас якобы пребывает на земле в обличии Кузнецова, убили 2 апреля (Кузнецов то ли сам, то ли с чей-то помощью получил серьезные травмы головы), но он воскрес, так что теперь им всем якобы осталось дождаться конца света и вознестись на небеса.
Пока девять сектантов оставались под землей, пензенские власти решили эксгумировать тела двух затворниц. Первоначально правоохранительные органы не поверили словам одного из сектантов, Виталия Недогона, вышедшего на поверхность, о том, что в затворе скончались две женщины. Однако вскоре его слова подтвердили и другие общинники. В частности, самая пожилая пензенская затворница, 82-летняя Ангелина Рукавишникова, или игуменья Антония, рассказала, что сначала под землей погибла соблюдавшая сухой пост сестра Мария (37-летняя Мария Ярошевич, жительница Белоруссии): она ничего не пила и не ела двадцать дней; а затем от рака умерла затворница Тамара.
На прошлой неделе спасатели приступили к работам по извлечению тел погибших. В процессе работ было обнаружено тело одной из затворниц, которая умерла ранее в этом затворе, это тело было эксгумировано и передано для проведения следственных мероприятий. В тот же день с согласия самих затворников была проведена эксгумация тела еще одной умершей женщины. В ходе эксгумации возникла реальная угроза отравления веществами распада и трупными ядами, потому что тело находилось в пещере. Властям удалось убедить сектантов выйти на поверхность и
16 мая последние девять отшельников покинули подземелье, так и не дождавшись «конца света».
Состояние здоровья вышедших из пещеры сектантов удовлетворительное. С ними работает паспортно-визовая служба: ни у кого из затворников нет документов. Семья из Белоруссии, остававшаяся в землянке до последнего момента, уже депортирована на родину.