В понедельник житель Приморья Александр Кашин, ставший инвалидом по вине дипломата США, объявил голодовку, чтобы добиться удовлетворения своего судебного иска. «18 февраля в 8 утра я объявил голодовку в знак протеста против произвола американского Госдепартамента и буду голодать до тех пор, пока американская сторона не возместит мне ущерб за причиненный вред и страдания», — сообщил Кашин «Интерфаксу».
Житель города Большой Камень Приморского края попал в ДТП 27 октября 1998 года. 23-летний программист ехал на заднем сиденье в машине Toyota Camry, когда в нее на большой скорости врезался внедорожник Сhevrolet генконсула США во Владивостоке Дагласа Кента. Кашин получил серьезную травму позвоночника — после аварии его полностью парализовало.
Решением медицинской комиссии он был признан инвалидом первой группы со 100-процентной утратой трудоспособности.
Так как американский дипломат не уступил на перекрестке проезд машине, следовавшей по основной дороге, он был признан виновным в ДТП. Следственный отдел УВД Владивостока возбудил уголовное дело, но американская сторона не дала согласия на снятие дипломатического иммунитета с генконсула и через полтора месяца после ДТП отозвала его на родину. О местонахождении ответчика представителю гражданского истца в консульстве не сообщали. Однако, согласно ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, дипиммунитет от юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания не распространяется на гражданские иски «третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванный дорожным транспортным средством».
Поэтому в 2000 году Кашин направил в американский суд иск о возмещении ущерба, который он оценил в $9 млн.
Бесплатно представлять интересы программиста в США взялся юрист из Филадельфии Джон Галлахер. Он заявлял, что несет «самые большие расходы за его карьеру», но не жалеет, «потому что дело стопроцентно выигрышное». По данным западных СМИ, Галлахер потратил больше $200 тыс. на частных детективов только для того, чтобы найти Кента. Госдепартамент США отправлял Кента в дипмиссии по всему миру, от Чили до Ливии, но в итоге дипломата все-таки обнаружили на съемной квартире в Арлингтоне, штат Вирджиния. Там ему вручили повестку, и дело «Кашин против Кента» попало в суды США.
Галлахер вылетел во Владивосток для того, чтобы расследовать дело, и получил свидетельские показания от пяти очевидцев, доказывающие вину дипломата. Но вместо того, чтобы лишить Кента дипломатического статуса, Госдепартамент заявил, что Кент «был при исполнении» во время аварии и поэтому защищен дипиммунитетом. Более того, в августе 2006 года на четвертой апелляции в суде Сан-Франциско судья похвалил дипломата за то, что он использовал личную, а не служебную машину для поездок во Владивостоке, а значит, экономил деньги американских налогоплательщиков.
Дело по иску было закрыто.
По словам Кашина, это был не просто несправедливое, а «бесчеловечное и циничное» решение. «Даглас Кент должен нести личную ответственность за происшедшее, но он не будет нести никакой ответственности, поскольку до сих пор находится под защитой дипломатического статуса. Госдепартамент США также отказывается отвечать за поступки своего работника», — объяснил Кашин.
10 лет спустя медицинские счета продолжают расти, но парализованный Кашин так и не получил ни доллара ни от Кента, ни от правительства США. Галлахер и его команда оценивают полный ущерб в $10 млн. «Что меня в этом деле шокирует, — говорил Галлахер журналистам, — так это то, что после использования дипиммунитета Соединенные Штаты не обеспечили медицинского ухода, за которое они, очевидно, несут ответственность».
«На компенсацию я рассчитывать не могу. Да и дальнейшие разбирательства после решения последней судебной инстанции в принципе невозможны», — сказал Кашин. «Мне остается только одно — рассчитывать на внесудебные рычаги, например на дипломатическое содействие российских властей», — добавил он.
Реакции от российских властей пока не последовало.
Как рассказал «Газете.Ru» сам голодающий Кашин, он пытался связаться с и.о. представителя МИД России во Владивостоке Игорем Агафоновым, «но меня, похоже, игнорируют». «В местном генкосульстве США есть телефон моего адвоката Джона Галлахера. Я разговаривал с ним сегодня утром, — сообщил собеседник «Газеты.Ru». — Насколько мне известно, пока с ним никто из официальных лиц не связывался. Тем не менее, он работает над моим делом. Что касается меня лично – никаких вариантов, кроме голодовки, я не вижу».