Идею создать каток на Дворцовой площади осенью прошлого года подала Валентина Матвиенко. Петербургский губернатор высказалась в том духе, что центральная площадь города не должна пустовать, а народ должен веселиться, несмотря на сумрачную петербургскую зиму.
Эта инициатива поначалу ввела часть культурной элиты города в ступор. Однако шок по поводу возможного глумления над исторической площадью длился недолго. Вскоре свое мнение насчет идеи Матвиенко сделал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. «После каждого такого использования Дворцовая площадь становится нечистой, — высказался он. — Каток не будет соответствовать духу культурного города». Впрочем, дальше слов глава музея не пошел, открытый конфликт с губернатором был не для него.
Войну против катка пришлось развернуть рядовой интеллигенции. На вооружение взяли митинги и флешмобы. Сначала на Дворцовую площадь пришли лыжники в полном снаряжении. Они шаркали лыжами по осенней земле и кричали «Лыжню!». Потом здесь состоялся митинг, участники которого недвусмысленно намекали, что за змею попирает ангел на вершине Александрийского столпа. На офисе компании-организатора катка появилась надпись «Здесь будет каток!», а само здание неизвестные огородили красно-белой предупредительной лентой.
В таком духе противники спортсооружения действовали вплоть до 1 декабря, когда каток был открыт.
Он получился аналогичным катку на Красной площади (строительство финансировала компания «Боско-Нева», владелец которой Михаил Куснирович создавал каток и в Москве). Правда, в центре ледового поля на Дворцовой площади возвышается воспетая Пушкиным колонна. Ее оградили со всех сторон бетонными и деревянными конструкциями.
Спустя неделю три петербуржца подали иск в Куйбышевский районный суд.
При этом истцы — исполнительный директор Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Сергей Веснов и члены общественного движения «Живой город» Александр Макаров и Юлия Минутина — предъявили претензии не Матвиенко или Куснировичу, а организациям, ответственным за сохранение культурного наследия в Петербурге. Как говорится в исковом заявлении, «противоправное бездействие Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников (КГИОП) и управления Россвязьохранкультуры по Петербургу лишило нас конституционного права на свободный доступ к ансамблю Дворцовой площади, на приобщение к его культурным ценностям».
Далее суть иска излагается подробнее: «Большой зимний каток представляет собой комплекс из большого числа сооружений… Это непосредственно каток, почти полностью окружающий Александровскую колонну, павильоны для раздевалок, трибуны, туалетные кабины, технологическое оборудование, автотранспорт. Эксплуатация катка сопровождается мощной иллюминацией и музыкой. Коммерческая цель и чисто развлекательный характер мероприятий… не совместимы с высокими нравственными идеалами, воплощенными в данном ансамбле. Сооружения и объекты катка полностью изменили исторический облик площади, изуродовали ее объемно-пространственную архитектурную композицию, радикально нарушили зрительное восприятие всех охраняемых памятников истории и культуры, составляющих ансамбль Дворцовой площади. В результате этого мы лишены возможности воспринимать (осваивать) ансамбль Дворцовой площади, отнесенный к культурным ценностям России и всего мира».
Истцы не скрывали, что обращение в суд является демонстративной акцией. Ведь каток демонтируют уже 15 марта.
Предварительные слушания по иску состоялись в начале января. КГИОП прислал в суд отзыв на четырех листах, где говорилось, что Дворцовая площадь не является объектом культурного наследия: с ее историческим значением никто не спорит, но формально ни в одном действующем документе ее статус не подтвержден. Поэтому временный каток построили на площади законно.
Это заявление вызвало новую вспышку гнева общественности. Режиссер Александр Сокуров заявил, что председатель КГИОП должна немедленно покинуть свой пост.
На слушаниях по существу истцы ссылались на регламент использования Дворцовой площади, в котором ничего не сказано про массовые катания. Предъявляли фотографии Дворцовой и окрестностей, чтобы суд удостоверился: каток с пристройками нарушил виды на площадь, и к легендарной колонне не могут подойти туристы. Заявили, что если Дворцовая площадь и не зафиксирована в документах как памятник, то это произошло по вине КГИОП и Россвязьохранкультуры.
Истец Юлия Минутина сообщила, что она преподает в школе литературу и привести учеников на Дворцовую нынче площадь не может. Знаменитые столп и площадь, воспетые классиками, оказались закатанными в лед благодаря бездействию контролирующих организаций.
«Холопская психология у людей, — говорил истец Александр Макаров. — Лично с начальником юротдела Эрмитажа говорил. Она сказала, что, «пока начальник не скажет, ничего не сделаю». Пиотровский лавирует, как флюгер. Ему надо и с Валентиной Ивановной на презентациях почокаться, и перед людьми лицо сохранить… Надо ломать эту систему. Всех под суд!»
Представитель Россвязьохранкультуры Александр Лардугин и представитель КГИОП Григорий Филин выглядели на процессе бледно. Оба настаивали, что каток — сооружение временное, поэтому лишить граждан доступа к культурным объектам не может. Кроме того, каток не искажает, а только изменяет облик площади. После демонтажа ледового сооружения будет проведена контрольная проверка Александрийской колонны, обещали чиновники. Это обещание вызвало у судьи Воробьевой недоумение. «А поздно не будет?» — задумчиво вопросила она. Именно тогда истцам стало понятно, что дело можно выиграть. Во вторник вечером эти ожидания оправдались.
«Мы выиграли иск против бездействия чиновников Россвязьохранкультуры и Комитета по охране памятников Смольного, — рассказала «Газете.Ru» Юлия Минутина. — Судья обязала эти организации проверить законность сооружения катка на Дворцовой площади».
Минутина отметила, что в решении суда нет требования убрать каток, однако есть предписание устранить препятствие на пути граждан к объекту культурного наследия — Дворцовой площади и Александровской колонне.
«Фактически это и означает требование убрать каток», — пояснила Минутина.
«Решение пока не вступило в законную силу, ответчики могут его обжаловать. Но суд в любом случае восстановил наше конституционное право, и мы этому рады», — подчеркнула она.
Проигравшая сторона — петербургское управление Росвязьохранкультуры — не согласна с решением Куйбышевского районного суда и намерена обжаловать его в вышестоящей инстанции. Как полагают чиновники, они не нарушили федеральное законодательство, а за городское должны отвечать другие структуры. О намерениях КГИОП Смольного пока ничего не известно.
Каток тем временем продолжает работать.