Московский адвокат Борис Кузнецов, известный своим участием в громких делах, попросил политического убежища в США. Об этом в понедельник сообщил газете «Коммерсантъ» адвокат Кузнецова Роберт Зиновьев. Юрист принял такое решение из-за уголовного дела, по которому российские правоохранители обвиняют его в разглашении государственной тайны. Сам Кузнецов в телефонном разговоре с корреспондентом издания не стал опровергать факт подачи заявления американским властям, однако заявил, что «сейчас не время об этом писать», так как он опасается за судьбу жены, оставшейся в России.
В США Кузнецов живет уже несколько месяцев. По его словам, возвращение в Россию грозит ему арестом.
Уголовное дело против адвоката было заведено летом 2007 года. За год до этого Кузнецов защищал экс-сенатора Левона Чахмахчяна, которого обвиняют в попытке хищения $300 тыс. у главы совета директоров авиакомпании «Трансаэро» Александра Плашакова. Адвокат обнаружил документ, свидетельствующий о том, что ФСБ незаконно прослушивала Чахмахчяна в его бытность членом Совета федерации. Сфотографировав документ, Борис Кузнецов продемонстрировал копию своей коллеге Оксане Возняк, а затем передал ее в Конституционный суд вместе с жалобой о нарушении прав его подзащитного. Тогда суд отказался выносить решение по секретному документу, заявив, что это не входит в его компетенцию. А через год юриста обвинили в разглашении гостайны, которая, по версии следствия, содержалась в сфотографированной Кузнецовым справке ФСБ.
В июле 2007 года, вскоре после предъявления обвинения, Кузнецов эмигрировал за границу. Сначала жил в Германии и Франции, а когда срок действия шенгенской визы истек, перебрался в США. Как стало известно «Коммерсанту», сейчас Кузнецов живет в Нью-Джерси и пишет книгу о своей адвокатской деятельности в России, в частности о деле Чахмахчяна, деле о гибели атомной подлодки «Курск» и процессе над ученым Игорем Сутягиным, осужденным на 15 лет за государственную измену.
Однако скоро истекает срок пребывания Кузнецова и в США, поэтому он по совету друзей и обратился с заявлением о предоставлении политубежища.
По законам США, пока власти страны принимают решение, будущий политический иммигрант имеет право проживать в стране легально. Адвокат Кузнецова считает, что его подзащитный имеет полное право на политическое убежище, так как на родине его за активную позицию защиты во время громких процессов преследует ФСБ.
Сам Кузнецов заявляет, что ФСБ частично «добилась своего»: из-за его вынужденного отъезда адвокатское бюро «Кузнецов и партнеры» практически прекратило свое существование, а многие клиенты отказались от услуг юриста.
Тем временем в Москве адвокат Кузнецова Роберт Зиновьев борется за прекращение уголовного дела против своего подзащитного. По словам адвоката, следствие по этому делу искусственно затягивают: срок расследования продлен до 13 апреля, а экспертиза, которая должна подтвердить или опровергнуть секретность справки ФСБ, являющейся главным доказательством, до сих пор не проводилась. Как стало известно «Коммерсанту», за восемь месяцев, в течение которых следственное управление по Москве ведет это дело, поменялись уже три следователя. Сейчас дело расследует Тимур Тамаев, который заявил, что ему неизвестно, где находится обвиняемый. «Следствие, тем не менее, продолжается», — заверил Тамаев, но признал, что последнее следственное действие — назначение судебной экспертизы — проводилось 20 сентября 2007 года.