В понедельник Замоскворецкий районный суд Москвы вынес приговор по одному из самых громких убийств 1990-х годов. Обвиняемый в убийстве главы Росбизнесбанка Ивана Кивелиди бывший замглавы Росбизнесбанка Владимир Хуцишвили приговорен к девяти годам лишения свободы.
Как рассказала «Газете.Ru» адвокат Хуцишвили Оксана Возняк, ее подзащитного признали виновным по двум статьям УК РСФСР, который действовал до 1997 года: ст. 103 (умышленное убийство) и ст. 109 (причинение смерти по неосторожности).
Однако приговор был вынесен только за умышленное убийство Ивана Кивелиди, так как по второму преступлению — убийству по неосторожности секретаря Кивелиди Зары Исмаиловой — истек срок давности.
Банкир Иван Кивелиди скончался в августе 1995 года. 1 августа его самочувствие резко ухудшилось, и прямо из рабочего кабинета Кивелиди доставили в ЦКБ. Первоначально предполагалось, что у 46-летнего пациента обострилась почечно-каменная болезнь, но в тот же день у него начался тяжелый отек мозга, и он впал в кому. Врачи поставили диагноз «острое отравление» и перевели больного в реанимацию. У Кивелиди стали отказывать легкие, почки и другие внутренние органы, а температура тела была сильно понижена --около 34 градусов. Спустя три дня, 4 августа, он скончался, не приходя в сознание. Днем раньше в Первой градской больнице умерла 30-летняя ceкpeтapь-референт банкира Зара Иcмaилoвa, которую доставили в больницу на следующий день после госпитализации Кивeлиди. Анализы, проведенные в центре острых отравлений НИИ скорой помощи имени Склифосовского, показали, что оба пациента отравились одним и тем же ядовитым веществом, и, скорее всего, одновременно.
Версия убийства сразу стала основной, и московская прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 102 УК РСФСР (умышленное убийство двух и более лиц). Следствие пришло к выводу, что злоумышленники нанесли яд на телефонную трубку в кабинете Кивелиди примерно за месяц до гибели банкира. Точный состав яда до сих пор не разглашается, известно лишь, что это маслянистое нелетучее вещество нервно-паралитического действия.
Через три месяца следственных действий, 31 октября 1995 года, оперативники задержали подозреваемого — бывшего зама Кивелиди Владимира Хуцишвили, который также занимал пост заместителя гендиректора АО «Росэкспортлес».
В качестве мотива преступления следователи назвали «раздел сфер экономического влияния» и зависть. Кроме того, Хуцишвили имел личный доступ к кабинету своего начальника, а потому мог беспрепятственно нанести на трубку яд.
Подозреваемого задержали на 30 суток, но потом отпустили за недостатком улик. Позже следствие вернулось к версии, что убийцей был все-таки Хуцишвили, но он к тому времени уехал в США. Вернулся в Россию бывший замглавы Росбизнесбанка только в июне 2006 года и был тут же снова задержан.
В марте 2007 года прокуратура завершила расследование громкого убийства, и единственный подозреваемый предстал перед судом. К тому времени Хуцишвили вменялось уже не «умышленное убийство двух и более лиц», а «умышленное убийство» и «причинение смерти по неосторожности».
По мнению адвокатов обвиняемого, прокуратура намеренно переквалифицировала преступление: «легкость» статей не позволила Владимиру Хуцишвили потребовать, чтобы дело рассматривалось с участием коллегии присяжных.
«Процесс проходил с участием троих профессиональных судей в закрытом режиме», — рассказала «Газете.Ru» адвокат Хуцишвили Оксана Возняк. Юрист пояснила, что хотя в материалах дела и не содержалось гостайны, суд посчитал нужным объявить процесс закрытым, так как в деле есть много материалов с пометкой «только для служебного пользования». А так как слушания были закрытыми, то и приговор был оглашен лишь частично. «Судья зачитал только резулятивную часть, где, в частности, говорится, что Владимир Хуцишвили приговорен к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Полностью приговор будет направлен обвиняемому и защите в письменном виде», — сообщила адвокат Возняк.
«Хуцишвили на суде своей вины не признал. Он считает себя невиновным и намерен добиваться полного оправдания», — заявила Возняк «Газете.Ru».
Юрист добавила, что как только она и ее подзащитный получат полный текст приговора, тот будет обжалован в Мосгорсуде.