Причиной гибели депутата Госдумы журналиста «Новой газеты» Юрия Щекочихина могло стать отравление радиоактивными материалами. Сейчас эту версию в числе прочих рассматривает Следственное управление по Москве, проверяющее обстоятельства смерти Щекочихина, сообщает газета «Коммерсантъ».
В 2003 году, когда журналист погиб, мысль о том, что клиническая картина его смерти напоминает лучевую болезнь, не пришла в голову ни медикам, ни коллегам Щекочихина. В «Новой газете» были уверены, что журналиста отравили, но что отравили некими радиоактивными веществами – предположить не могли. Только после того как в 2006 году в Лондоне погиб облученный полонием-210 Александр Литвиненко, версия об убийстве с помощью радиации стала не такой уж невероятной.
Московские следователи отмечают, что картина смерти Щекочихина и Литвиненко – практически одна и та же.
За месяц до гибели у Щекочихина, который до тех пор ничем серьезным не болел, стало ухудшаться здоровье. Легкое недомогание и постоянную незначительно повышенную температуру медики объясняли, как и в случае с Литвиненко, ОРЗ или ангиной. Но Щекочихину становилось все хуже. У него начался дерматит: обильно выпадали волосы и облезала кожа. Аналогичные симптомы наблюдались и у Литвиненко после отравления полонием. В постановке диагноза одинаково ошиблись и московские, и лондонские врачи: первые объяснили выпадение волос Щекочихина действием некоего аллергена, вторые пришли к выводу, что пациент Литвиненко отравлен таллием и стали вводить ему соответствующие антидоты.
23 июня 2003 года у Щекочихина случился инсульт, и его госпитализировали в ЦКБ, где через 10 дней он скончался. Официальное заключение гласило: смерть наступила в результате отека головного мозга, вызванного аллергическим синдромом. Аллерген, который привел к столь трагическим последствиям, столичные медики так и не обнаружили. Британские же специалисты только после смерти Литвиненко установили, что в его теле находился мощный источник альфа-излучения, которое не выявляется обычными дозиметрами.
«На голове у мертвого Щекочихина практически не осталось волос, а кожа на тех частях тела, которые не были закрыты одеждой, обильно шелушилась, — приводит «Коммерсантъ» слова следователя Следственного комитета при МВД России Павла Зайцева, хорошо знавшего политика. – За 15 лет работы в разных следственных органах я не видел в таком состоянии ни одного покойника, умершего естественной смертью. Я убежден, что смерть Щекочихина носила криминальный характер, и обстоятельства его гибели нуждаются в тщательной проверке».
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» в свою очередь не исключил, что Щекочихин действительно был отравлен радиоактивными веществами или веществом, содержащим тяжелые металлы.
«Симптомы, которые появились у Юрия Петровича во время этой странной «болезни», удивительно напоминают состояние отравленного в 1954 году перебежчика из КГБ Николая Хохлова, который чудом выжил после отравления таллием, а точнее, редкой разновидностью этого тяжелого металла», — рассказал «Газете.Ru» Муратов.
В истории болезни Щекочихина, напомнил Муратов, говорится о том, что «агент, вызвавший аллергическую реакцию, не установлен». «Это может как раз указывать на радиоактивную природу вещества – их, как и тяжелые металлы, очень сложно распознать, — пояснил собеседник «Газеты.Ru». – Подозрение вызывает еще один факт. Хотя официально и говорилось об аллергии, после первого обследования в ЦКБ Щекочихина госпитализировали в то же отделение и в тот же бокс, в котором лежал бизнесмен Иван Кивелиди, отравленный тяжелыми металлами через телефонную трубку».
Муратов отметил, что родственники и друзья Щекочихина, которые находились у его постели, заразиться лучевой болезнью (если у Щекочихина была лучевая болезнь) не могли. «Даже если человек поражен радиоактивным веществом, сам он в источник радиации не превращается», — заявил Муратов. Он добавил, что все материалы о болезни Юрия Щекочихина до сих пор засекречены, так как они якобы составляют врачебную тайну. Доступ к истории болезни закрыт даже родственникам погибшего журналиста, хотя на них врачебная тайна распространяться не должна.
Причиной же отравления Муратов считает журналистское расследование Щекочихина по делу «Трех китов». По словам редактора «Новой газеты», за несколько дней до ухудшения самочувствия Щекочихин запланировал поездку в Нью-Йорк: 19 июля он должен был встретиться с сотрудниками ФБР, которые хотели передать российскому журналисту оригиналы документов об отмывании денег через Bank of New York. Эти материалы имели прямое отношение к делам «Гранда» и «Трех китов», расследованием которых активно занимался Щекочихин.
Муратов полагает, что отравители намеревались помешать как раз этой поездке журналиста.
Однако в Следственном комитете при Генпрокуратуре говорят, что в случае с Щекочихиным говорить о каких-либо версиях преждевременно – проверка по факту его гибели только началась. Сейчас, по данным «Коммерсанта», постановление следователя Кунцевской прокуратуры четырехлетней давности, не нашедшего криминальной подоплеки в смерти журналиста и отказавшегося возбуждать по этому факту уголовное дело, отменено. Материалы старой проверки затребованы из районной прокуратуры в следственное управление по Москве Генпрокуратуры и будут изучены повторно.
«Газета.Ru» будет следить за развитием событий.