Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-10» вернулся на Землю. Утром в воскресенье российские космонавты Олег Котов и Федор Юрчихин, входившие в состав 15-й основной экспедиции на Международную космическую станцию, а также космонавт из Малайзии Шейх Мусзафар Шукор, побывавший на орбите с экспедицией посещения, покинули борт станции, после чего люки между кораблем и МКС были закрыты. В 11.14 мск, как сообщили «Газете.Ru» в РКК «Энергия», по команде Центра управления полетами «Союз» отстыковался и отправился в автономный полет. В 14.14 спускаемая капсула вошла в атмосферу и продолжила движение к Земле в режиме автоматического управляемого спуска. Предполагалось, что в 14.37 «Союз» совершит посадку в 85 км севернее казахстанского города Аркалыка. Однако в 14.18, когда капсула находилась на высоте около 60 км, командир экипажа Олег Котов доложил о том, что бортовой компьютер по неизвестным пока причинам перевел спуск в режим баллистического.
Это резервный вариант посадки, при котором космонавты испытывают значительные перегрузки — до 8–9 g вместо штатных 3–4 g.
Примерно минуту спустя после доклада экипаж капсулы действительно испытал на себе кратковременную перегрузку в 8,5 g. Затем, в 14.20, на две минуты раньше, чем при автоматическом управляемом спуске, сработала основная система парашютирования. Каспула с космонавтами начала плавное снижение. При баллистическом спуске расчетное место приземления, как правило, находится в значительном отдалении от первоначально планируемого — от десятков до нескольких сотен километров. Однако сразу после доклада командира «Союза» о переходе в режим автоматического баллистического спуска поисково-спасательные службы были оперативно перенацелены на уточненную точку посадки капсулы. Так что самолеты и вертолеты сопровождали «Союз» уже на участке парашютирования, а затем и приземления. Примерно на минуту раньше расчетного времени на капсуле сработали двигатели мягкой посадки, и в 14.36 «Союз» с космонавтами приземлился в 10 км от казахстанского поселка Толыбай (примерно в 340 км восточнее Аркалыка), не долетев до плановой точки более 300 км. И уже в 14.49 первый вертолет совершил посадку возле «Союза», лежавшего на боку. «Был небольшой пожар — трава вокруг аппарата погорела, — рассказал глава Роскосмоса Анатолий Перминов. — Это хорошо, значит, сработали двигатели, кроме того, спускаемая капсула не была протащена по земле».
«Самочувствие космонавтов после приземления хорошее», — констатировали в Центре управления полетами. Пульс малайзийского ангкасавана — 72 удара в минуту, а у Юрчихина и Котова, пробывших на орбите полгода, — 80–90 ударов в минуту. После первоначального медицинского осмотра участники МКС-15 и малайзиец отправились в Звездный городок, где минувшей ночью их встречали родственники и коллеги, а первого космонавта Малайзии — еще и правительственная делегация во главе с премьер-министром страны.
Сейчас технической комиссии, созданной в РКК «Энергия», предстоит выяснить причины, по которым посадка спускаемого аппарата пошла по резервному варианту с применением баллистического спуска. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов, следивший за посадкой корабля в подмосковном ЦУПе, особо отметил, что речь идет о штатном, но резервном варианте спуска. (По данным специалистов, всего предусмотрено четыре режима спуска: автоматический управляемый, ручной управляемый, баллистический и резервный баллистический).
Последний раз по баллистическому варианту российский корабль «Союз» совершил посадку в мае 2003 года, когда с МКС возвращались Николай Бударин, Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петит.
Им пришлось испытать перегрузку в 8.1 g и приземлиться в 460 км от штатного района. Причем тогда космонавтов, у которых не было спутникового телефона, искали три часа. Как выяснила позднее комиссия, причиной того перехода в режим баллистического спуска стала неадекватная реакция блока управления спуском (БУСП-М), входящего в состав системы управления спуском, на сигналы с гироскопа КИОО-18 и измерителя угловых скоростей. В результате капсула «Союза» отклонилась по углу рысканья на предельную величину, что повлекло за собой выдачу концевым выключателем гироскопа команды на переход в режим баллистического спуска. На этот раз, как отметил Перминов, причины спуска по баллистической траектории не те, что в 2003 году. «Скорее всего, повлияло состояние атмосферы и положение, в котором находился корабль», — предположил Перминов. Он подчеркнул, что по баллистической траектории спускаемый аппарат преодолел «очень небольшое расстояние – около 50 км». «Для нас это была полная неожиданность», — приводит слова Перминова ИТАР-ТАСС. Но, как сообщил глава Роскосмоса, «это не горящий вопрос, следующий запуск «Союза» будет через полгода, так что спокойно разберемся». Представитель РКК «Энергия» Анатолий Хабаров пояснил «Газете.Ru», что телеметрия с капсулы пока не получена. «Ее еще надо снять со специального прибора, установленного в спускаемом аппарате», — добавил он.
На борту МКС несет вахту экипаж шестнадцатой основной экспедиции – Пегги Уитсон, Юрий Маленченко и Клейтон Андерсон. Уитсон и Маленченко пробудут на станции полгода, а Андерсон отправится на Землю в конце октября – начале ноября этого года, когда на МКС прибудет шаттл «Дискавери» STS-120 (10А). На этом же корабле на станцию будет доставлен второй американский соединительный модуль Node-2. В декабре во время полета корабля «Атлантис» STS-122 экипажу МКС-16 предстоит продолжить строительство станции — прибудет европейский лабораторный модуль «Колумбус». А в феврале будущего года на станцию будет доставлена герметичная секция ELM-PS японского модуля «Кибо». Кроме того, экипажу МКС-16 предстоит принять два российских грузовых корабля «Прогресс» и первый европейский грузовой корабль ATV «Жюль Верн». Полугодовая программа 16-й основной экспедиции включает и различные эксперименты. «Многие эксперименты направлены на изучение влияния продолжительного космического полета на человеческий организм с целью планирования будущих экспедиций на Луну и Марс», – отмечают в Роскосмосе.