Как стало известно «Газете.Ru», в российских школах скоро появятся новые учебники по отечественной истории и по обществознанию. Их идеологической основой стали широко обсуждавшиеся ранее книги для учителей — «Новейшая история России 1945–2006 гг.» Александра Филиппова и «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке» под редакцией Леонида Полякова.
Обе книги для учителей, по словам авторов, написаны с позиций «россияцентризма», а их главная задача — нацелить учителя на воспитание гражданина и патриота России.
В частности, пособия развивают идею об особом характере демократии в России – «суверенной демократии», немыслимой без «государственного суверенитета».
Кроме того, в них говорится о потребности России в сильном государстве («укрепление российской государственности считается одним из главных способов обеспечения безопасности государства», «без государственного суверенитета не может быть демократии», «государство располагает всей полнотой суверенитета», «государство контролирует национальную экономику»), а также в сильном президенте («глава государство обладает полномочиями, которые позволяют ему обеспечить единство в действиях трех ветвей государственной власти»).
Особая роль в «Новейшей истории России» для учителей отводится Владимиру Путину: «Ельцин не зря назвал его человеком, с которым практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее», — пишут авторы.
Подготовка книг для учителей истории и обществознания стала лишь первым шагом в изменении концепции преподавания этих дисциплин в школе, заявили во вторник участники заседания Ассоциации гуманитарного знания президиума Российской академии наук (РАН).
Главная цель проекта – выпуск на их основе учебников по истории и обществознанию для школьников, и большинство учителей эта перспектива вполне устраивает, рассказал ученый секретарь отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров.
По его словам, летом 2007 года 40% участников учительской конференции заявили, что пособия им в целом понравились (к достоинствам проекта многие отнесли то, что «книга интересно написана, патриотичность ее установок, современность и объективность подхода и доступность материалов»), еще 44% сочли его вполне приемлемым при условии доработки. И лишь 14,5% учителей и методистов заявили, что книга им не понравилась.
Необходимость подготовки принципиально новых школьных учебников по новейшей истории России и по обществознанию ученые-гуманитарии объясняют изменениями системы российского образования в целом. «И школьные, и вузовские программы радикально меняются. Школьные – в связи с переходом на всеобщее 11-летнее образование и возможным переходом от концентрической (все, что школьники изучают по истории с 4-го по 9-й класс, они проходят заново в 10–11-х классах) к линейной (сквозной) системе преподавания. Вузовские – в связи с предстоящим переходом на двухуровневое образование (по схеме «бакалавр + магистр»)», — заявил сопредседатель ассоциации гуманитариев академик Александр Чубарьян.
Кроме того, подчеркнули участники заседания, «в обществе назрела потребность изменения содержательной стороны вопроса». А в какую именно сторону — уточнил только что назначенный замминистра образования и науки Исаак Калина.
По его словам, российский учебник по истории «должен формировать у учащихся позитивное отношение к жизни» и содержать «не перечень ошибок России, а правдивый, но уважительный рассказ».
Правда, «что-то правдивое может и не попасть в параграф учебника», допустил он. «Но ведь и параграф – не конечная истина, а лишь набор целевых установок», — подытожил замминистра.
Как оказалось, «набор целевых установок» и по истории, и по обществознанию не только написан, но уже и отправлен в Минобрнауки на согласование и визирование.
Не позже 1 октября 2007 года соответствующие грифы будут получены, в ноябре текст учебников будет опубликован, после чего их отправят на апробацию в нескольких российских регионах. К концу года с учетом поступивших замечаний текст учебников будет доработан, а с 1 сентября 2008 года они поступят в школы, рассказал «Газете.Ru» научный руководитель Российской академии образования (РАО) по разработке госстандарта общего образования второго поколения, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.
Примерно в те же сроки будет принят новый образовательный госстандарт, рассказал «Газете.Ru» один из членов рабочей группы Ассоциации гуманитарного знания, ректор РГГУ Ефим Пивовар. Таким образом, под преподавание истории и обществознания по-новому будет заложена единая основа. Правда, по прогнозам Кондакова, новые учебники не вытеснят из школы всех остальных и учитель не лишится права на выбор учебной литературы. Не опасается этого и академик Чубарьян: эксперты РАН только что дали положительное заключение сразу на 27 школьных учебников по истории, рассказал он «Газете.Ru».
Однако не исключено, что многообразие учебников по истории России и обществознанию все-таки станет формальным.
Например, оно сведется к различным изданиям, созданным на основе все тех же пособий для учителей, либо учебников, предназначенных для разных уровней образования – от коррекционных школ до элитарных гимназий. Во всяком случае, разговоры о том, что «и сейчас наличие десятка учебников по одной параллели не означает свободы выбора для учителя, поскольку у него все равно нет денег купить их, чтобы прочитать, сравнить и осознанно выбрать какой-то один», уже начались. «Учитель все равно пользуется одним изданием — к чему привык, по тому и учит», — заявил «Газете.Ru» Александр Чубарьян.
Вслед за историей с обществознанием дело дойдет до остальных общественных дисциплин, рассказала историкам с обществоведами секретарь президентского совета по науке, технологиям и образованию, помощник президента Джахан Поллыева.
«История и обществознание стали первыми. Состояние остальных предметов гуманитарного цикла также требует отдельного обсуждения», — заявила советник Владимира Путина.
Однако, что именно подправят в учебниках по иным гуманитарным дисциплинам, пока не известно.