В среду Тверской суд Москвы санкционировал арест совладелицы галереи «Русская коллекция» Татьяны Преображенской, обвиняемой в организации крупнейшей аферы на антикварном рынке. Как сообщает газета «Коммерсантъ», в ходатайстве Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД Москвы утверждалось, что подследственная, находящаяся под подпиской о невыезде, может скрыться. Кроме того, в ГСУ считали, что в СИЗО она быстрее ознакомится с материалами дела — читать их она начала еще в мае, но с тех пор далеко не продвинулась. Суд заключил антиквара под стражу на семь суток.
Супруги Татьяна и Игорь Преображенские обвиняются в продаже картин под видом полотен известных русских художников ХIХ века.
В случае признания их вины Преображенским грозит до 15 лет лишения свободы. Впервые они были арестованы в октябре 2005 года. По версии следствия, антиквары продали совладельцу автомобильного салона «Элекс Полюс» Валерию Узжину 15 фальшивых произведений искусства и похитили у него рисунок Константина Маковского «Обнаженная с тамбурином».
С марта по ноябрь 2004 года Узжин, увлеченный творчеством художника-передвижника Александра Киселева, приобрел в галерее Преображенской четыре его полотна и одно — академика русской живописи, художника-пейзажиста ХIХ века Владимира Орловского. В общей сложности коммерсант заплатил $730 тыс. (по $130–150 тыс. за картину). Подлинность приобретений была заверена одним экспертным заключением Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря (ВХНРЦ). Первые сомнения в Узжине зародили его знакомые, которые иронично заметили ему, что у него дома «Киселева больше, чем в Третьяковской галерее». Предприниматель обратился к независимым специалистам, которые пришли к неутешительному выводу.
Коллекция русских мастеров, проданная Преображенскими, оказалась набором рисунков датских живописцев, стоимость каждого оценили в $10 тыс.
На рисунках пририсовывали березки или избушки, подписи европейских художников замазывали и наносили «автографы» русских живописцев.
Расстроенный бизнесмен подал на антикваров в суд. Правда, в ходе следствия экспертиза показала, что «липовые» подписи и дополнения к проданным картинам были исполнены 10, а некоторые — 50 лет назад. «Мои подзащитные еще пешком под стол ходили. Но следователи отказались учитывать данные этих исследований», — объяснял журналистам адвокат Преображенских Владимир Жеребенков. Арест Преображенской адвокат назвал «одним из способов давления на нее со стороны следствия».
Помимо мошенничества, следствие предъявило антикварам обвинение в «хищении предмета, имеющего особую историческую, художественную и культурную ценность» (статья 164 УК РФ). Как утверждают следователи, узнав, что Узжин передал этюд Константина Маковского «Обнаженная с тамбурином» для обрамления в багетную мастерскую, Преображенская обманным путем забрала его оттуда — якобы для проведения экспертизы. Вместо этого она отдала рисунок на реализацию в галерею, расположенную в Армянском переулке. По версии следствия, супруги рассчитывали выручить от продажи этюда $20-25 тыс.
Сами Преображенские уверены, что дело против них сфабриковано и что они стали жертвами ошибочной экспертизы.
Татьяна Преображенская утверждает, что «все обвинительное заключение — ложь». «Я никогда не продавала Узжину картины, он покупал их у арт-дилеров на так называемом сером антикварном рынке с рук», — заявила антиквар журналистам. По словам Преображенской, никаких платежных документов, подтверждающих покупку у нее картин, в деле нет. «А моему мужу предъявили обвинение, чтобы вменить мне «организованную преступную группу» и чтобы он не смог дать свидетельские показания», — говорит она.