Социологи Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета выявили пять устойчивых моделей современной городской многодетной семьи в России. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда.
Чтобы выделить факторы, которые приводят к образованию многодетных семей в современных российских городах, социологи организовали интервью с 502 семейными парами, где есть трое и более детей, в городах Центрального, Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов.
Социологов интересовали такие вероятные факторы формирования и устойчивости семьи, как религиозность родителей (большинство верующих среди опрошенных оказались православными, некоторые — мусульманами), уровень образования, дохода и занятости супругов, опыт, который они вынесли из родительских семей, их социальное окружение.
Всего определилось пять устойчивых и распространенных моделей. Оказалось, что традиционный тип многодетной семьи — с высоким уровнем религиозности, основанный на опыте предыдущих поколений — нехарактерен для современных городов. Супруги в таких семьях, как правило, сами воспитывались в многодетных семьях, отвергают возможность разводов и абортов, не придают большого значения уровню образования и доходов. Женщины в таких браках не работают. Не слишком распространен и тип, который авторы назвали «новые религиозные». От предыдущего он отличается тем, что здесь выбор в пользу многодетности делается не благодаря опыту родительской семьи, а под воздействием особой социальной среды и включения в поддерживающую сеть отношений, например в церковном приходе.
Чаще двух предыдущих встречаются так называемые «формальный» и «многодетные в новом браке» типы семей. Они возникают, по оценке авторов исследования, из-за распространения новых типов брака: в первом случае супруги планируют ограничиться двумя детьми, но сохраняют неожиданную третью беременность и переходят в категорию многодетных; во втором на двоих супругов приходится пять и более детей от предыдущих браков. Супруги внутри этих кластеров могут сильно отличаться по уровню доходов и образования, но для них одинаково нехарактерны осознанная ориентация на многодетность и общение с другими похожими семьями.
Самыми распространенными в изученных российских городах оказались «планирующие» многодетные семьи. Они отличаются рациональным подходом к рождению детей с учетом интересов семьи и качества внутрисемейных отношений. Дети в таких семьях появляются с большой разницей в возрасте и в те моменты, когда родители уверены в надежности своего брака и в своем экономическом положении. С религиозностью или кругом общения, где активно поддерживается многодетность, выбор этих семей не связан.
«Наши результаты показывают, что многодетные семьи — гораздо более неоднородная социальная группа, чем принято считать, — подчеркивает руководитель проекта Иван Павлюткин, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Социология религии». — Следовательно, в разработке мер семейной политики требуется более индивидуальный подход. Помимо экономического аспекта, важны другие способы поддержки существующих семей и новых рождений. Например, меры по развитию соответствующей социальной среды, которая позволяла бы связывать семьи без большого опыта жизни с детьми и молодые многодетные семьи, которые готовы делиться таким опытом. В разных городах России родители объединяются сами для создания совместных образовательных программ и творческих кружков для детей, семейных детских садов, молодежных клубов. Такие низовые инициативы стоит поддерживать ресурсами и квалификацией».