Ученые Университета Британской Колумбии сообщают, что эмоциональное истощение и стресс учителей связаны со стрессом учеников. В их исследовании впервые была рассмотрена взаимосвязь психического состояния учителей и уровня кортизола – гормона стресса – у учеников. Исследование было опубликовано в журнале Social Science & Medicine.
Ученые измерили уровень кортизола в образцах слюны более 400 учеников начальной школы. Выяснилось, что в аудиториях, где у учителей наблюдался упадок сил и эмоциональное истощение, уровень кортизола у учеников повышался. Высокий уровень кортизола у детей и подростков связывают как со сложностями в обучении, так и с проблемами с психикой.
Как сообщает Ева Оберле, ведущий автор исследования, пока сложно сказать, что первично – повышение уровня кортизола у учеников или изменения в эмоциональном состоянии учителей. Проблема может быть в стрессогенной обстановке в аудитории: учителя, не получающие достаточного ресурсного обеспечения, ведут занятия и общаются с учениками менее эффективно. Они не способны удовлетворить потребности учеников, что может вызывать у тех стресс и, как следствие, повышение уровня кортизола. Либо сначала ученики начинают переживать из-за учебы – в этом случае учителя могут отмечать у себя чувство подавленности.
Соавтор исследования, профессор Кимберли Шонерт-Рейчл, считает: чтобы предотвратить стресс у учителей, следует обеспечить их всем необходимым, иначе их состояние может негативно сказаться на учениках.