Международной группе ученых под руководством исследователей из МГУ им. М.В. Ломоносова удалось уточнить молекулярный механизм действия созданного в России лекарственного препарата, предохраняющего митохондрии клетки от повреждения агрессивными формами кислорода. Эта работа опубликована в журнале Oxidative Medicine and Cellular Longevity.
Недавно российским исследователям под руководством академика Владимира Петровича Скулачева удалось создать лекарство антиокислительного действия, которое накапливается в митохондриях и защищает их от повреждения. Эти митохондриально адресованные антиоксиданты основаны на SkQ-ионах, специфически защищающих молекулы кардиолипина в митохондриях от окисления активными формами кислорода. В исследованиях на животных SkQ-ионы вылечивали воспалительные болезни глаз, способствовали выходу из состояний, моделировавших ишемию, и даже уменьшали проявление старческих симптомов.
Армену Мулкиджаняну и соавторам удалось предложить ответы на вопросы, которые раньше ставили ученых в тупик. Так, непонятно было, почему из всех компонентов мембраны специфически окисляется именно кардиолипин. Его молекулы составляют около 10–20% от всех мембранных липидов, но именно они специфически окисляются АФК и, будучи окисленными, запускают самоуничтожение клеток. Во-вторых, было неясно, почему в случае кардиолипина не срабатывают природные антиокислители — коэнзим Q (убихинол) и витамин Е (альфа-токоферол), присутствующие в мембранах митохондрий в больших количествах.
Понять, почему именно молекулы кардиолипина представляют собой главную мишень АФК, ученые сумели, сопоставив результаты экспериментов со своими ранее полученными данными и структурами дыхательных ферментов. Часть молекул кардиолипина спрятана внутри дыхательных белковых комплексов, причем тех самых, которые генерируют активные формы кислорода. «Именно эти молекулы, — говорит Мулкиджанян, — и должны окисляться в первую очередь».
До этих «запрятанных» молекул кардиолипина, однако, не могут добраться громоздкие, нерастворимые в воде молекулы коэнзима Q, в отличие от небольших, юрких молекул искусственных антиоксидантов; они, как показано в исследовании, способны защищать молекулы кардиолипина от окисления как из мембраны, так и взаимодействуя с ними из водной фазы.