Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих, утверждается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
Считается, что художники имели весьма поверхностное представление о том, как животные используют свои конечности для движения, до 1887 года. В этом году известный американский фотограф Эдвард Мейбридж выпустил многотомный труд по движению животных, где систематизировал данные, полученные при изучении фотографий шагающих или бегущих четвероногих. Эта работа стала отправной точкой для множества учебных пособий по художественному искусству и биомеханике.
Группа ученых под руководством Габора Хорвата из университета имени Лоранда Этвеша в Будапеште (Венгрия) проверила, как хорошо доисторические живописцы разбирались в устройстве конечностей животных, которых они рисовали.
Для этого Хорват и его коллеги собрали свыше тысячи фотографий наскальной живописи и современных рисунков и проанализировали их с точки зрения механики движения четвероногих млекопитающих.
Как объясняют ученые, практически все млекопитающие, кроме приматов, выработали особую стратегию движения при ходьбе. Оказалось, что древние художники достаточно хорошо разбирались в анатомии и механике движения тех четвероногих, которых рисовали. По расчетам Хорвата и его коллег, пещерные живописцы корректно нарисовали мамонтов и других животных на 54% наскальных картин.
С другой стороны художники Средневековья и Нового Времени выступили намного хуже. Как утверждают ученые, ошибки присутствовали на 83,5% изображений. После выхода многотомника Мейбриджа количество ошибок сократилось до 58%. Тем не менее, этого было недостаточно — современные художники все же делают на 12% больше ошибок, чем авторы наскальных рисунков.
Как полагают ученые, подобную разницу в мастерстве современных и доисторических художников можно объяснить тем, что последним приходилось охотиться на животных, которых они рисовали.