Темой старинных надгробий Дагестана я заинтересовался совершенно спонтанно — не она являлась основной причиной для поездки в этот регион. По ходу путешествия по горным селам мне довелось увидеть самые разные старинные надгробия.
Порой выглядели они весьма и весьма необычно, и объяснить их символику не могли даже местные старожилы.
Рождение и смерть — важнейшие события для любой цивилизации. Поэтому именно в обрядах и памятниках, посвященных этим событиям, наиболее ярко проявляются традиции конкретного этноса. В этих же обрядах можно проследить преемственность различных культур, которые впитывал и развивал конкретный народ.
Сегодня доминирующей религией в Дагестане является ислам. История его распространения в регионе растянулась почти на десять веков. Впервые он стал проникать в прибрежную, равнинную часть вместе с арабами. В первой половине VIII века появились первые мечети в крупнейшем городе Северного Кавказа того времени — Дербенте.
Постепенно ислам стал проникать и в горные районы, где он вымещал преобладавшее православие.
К X веку он распространился повсеместно в Южном Дагестане. Жители самых труднодоступных горных районов (аварские села в Западном Дагестане) стали мусульманами лишь к XVI веку.
Гендерное разделение мертвых
Как это обычно бывает у многих народов, в новую религию местные жители интегрировали свои прошлые культы — самые важные из них. В соответствии с адатами (традиционным правом) нагорного Дагестана, гендерное разделение играет одну из важнейших ролей.
Поэтому, например, надгробия воинам имама Шамиля в селе Гимры выполнены из камней, напоминающих рукоять шашки.
Важный момент — сам имам Шамиль боролся против адата. Его государство, Имамат, являлось теократическим, и в качестве основного закона использовалось традиционное право ислама — шариат. Шариат в Имамате старательно выдавливал адаты. Другой интересный факт: Шамиль родился как раз в Гимрах. Там же родился и создатель теократического государства в Дагестане и нагорной Чечне — первый имам Гази-Магомед. Битва между мюридами (воинами Имамата) и русской армией стала одной из самых ожесточенных за всю Кавказскую войну. В Гимрах на десятках надгробий из плитнякового камня, обрубленного в форме сабельного эфеса, на арабской вязи выбиты имена погибших мюридов и даты их смерти от хиджры (исламское летоисчисление).
В лезгинском селе Куг в Южном Дагестане надгробия на могилах мужчин и женщин украшены изображениями, которые отчетливо дают понять о половой принадлежности умерших. Например, у мужчин типичным является изображение кинжала, у женщин — подноса (на подносе приносят еду, приготовлением еды занимается женщина, она же приносит ее гостям). Тема гендерного разделения по изображениям на надгробных камнях сохранялась и в советское время.
Например, над могилами мужчин изображали очертаниями автомобили или автобусы.
Ислам с украшениями
В Дагестане есть и вполне традиционные для ислама некрополи. В Дербенте в традиционной для этой религии стилистике выполнен некрополь (мавзолей) местных ханов. Купольное сооружение с надгробиями внутри, на которых на арабской вязи, выполненной в духе растительных орнаментов, написаны имена и некрологи умершим.
Оно находится на старейшем, как принято считать, действующем кладбище вообще в России — Кырхляр.
Отличие от сходных надгробий на Ближнем Востоке состоит в том, что в Дагестане надгробия расписывают различными, как правило яркими, красками. В мавзолеи (и в старинные мечети) обычно встроены камни, на которых на арабском отражена история этого культового места (в республике их традиционно называют зиярат). Один из примеров таких зияратов — в селе Мишлеш, где живет самый малочисленный из дагестанских народов — их насчитывается всего-то 14 тысяч человек — цухуры. Цухуры были среди первых в регионе этносов, кто принял ислам.
В агульском селении Рича, известном тем, что там Сергей Бодров-старший снимал фильм «Кавказский пленник», целых семь зияратов. К самым почитаемым прикреплены шесты, к которым привязывают разноцветные платки —
в качестве жертвы для исполнения того или иного желания.
В известном своим ювелирном мастерством селении Кубачи надгробия дополнены плоскими квадратными камнями. Об их значении местные жители рассказывают, что они напоминают традиционную для кавказских наборов папаху. То есть подобные камни украшают только мужские могилы. Однако в кубачинской части дербентского Кырхляра эти украшения есть и на женских надгробиях.
Тут кубачинцы никаких объяснений дать не смогли. Поэтому старинные дагестанские кладбища еще ждут своих исследователей, которые проведут более детальные и глубокие изучения этих своеобразных образчиков искусства.