Анализ останков солдат армии Наполеона Бонапарта, извлеченных из братской могилы, показал, чем питались бойцы во время Русской кампании. Результаты исследования были опубликованы в журнале Physical Anthropology.
При реконструкции исторических событий по письменным источникам ученым приходится полагаться на знания автора, да и на само изложение может наложить отпечаток политическая обстановка того времени. Даже достоверные источники не гарантируют стопроцентной точности — зачастую они отражают субъективное восприятие автора.
Поэтому ученые восстанавливают исторические события, ориентируясь не только на записи о них, но и на инструментальные данные. Физические доказательства позволяют свести возможные неточности к минимуму.
Анализ стабильных изотопов (атомов химических элементов, различающихся атомным весом) может рассказать о том, чем питался тот или иной человек. Изотопный состав костей различается в зависимости от питания: так, например, при употреблении кукурузы, сорго, проса и других злаков, осуществляющих С4-фотосинтез, он будет иным по сравнению с изотопным составом костей человека, который питался растениями, осуществляющими С3-фотосинтез, самый распространенный в растительном мире. В первом случае при связывании углерода вначале образуется четырехуглеродная щавелевоуксусная кислота, во втором — трехуглеродная 3-фосфоглицериновая, и в итоге в костях человека, употреблявшего в пищу тот или иной вид продуктов, баланс изотопов 13C, 14C и других будет различаться.
Международная команда ученых во главе с антропологом Самантой Холдер использовала изотопный анализ, чтобы выяснить, чем питались солдаты Наполеона во время Русской кампании.
Хотя им удалось добраться до самой Москвы, пожар в городе и дальнейшие действия партизан и ополчения обрекли сотни тысяч французских бойцов на голодную смерть. Отступление превратилось в катастрофу из-за сильного холода и нехватки снабжения. Выжившие солдаты прибыли в Вильнюс, где было, как свидетельствуют исторические документы, «достаточно муки и мяса, чтобы прокормить 100 тыс. солдат в течение 40 дней». Однако отсутствие организации распределения пищи и истощение во время длительного отступления привели к хаосу. За период отступления более 20 тыс. солдат погибли от переохлаждения, голода и болезней.
Сначала их останки сжигали, но из-за зловония и количества погибших было решено хоронить в братских могилах.
Армия Наполеона была социально и этнически неоднородной, и ученые задались вопросом, как это сказывалось на их рационе. Они проанализировали изотопы углерода и азота в останках 78 солдат, извлеченных из братской могилы, где те были захоронены в декабре 1812 года. Сохранившиеся в могиле пуговицы униформы подтвердили, что здесь похоронены военные. Однако маловероятно, что все они были солдатами — однако, по всей видимости, они были в той или иной степени связаны с армией. В том числе в могиле были обнаружены и женские останки.
Исследование выявило интересные различия в балансе изотопов отдельных людей, захороненных в братской могиле. Так, одна из групп питалась преимущественно злаками, использующими C4-фотосинтез.
Это позволяет предположить, что ее члены были родом из Польши или Италии, где в останках людей того же временного периода были обнаружены аналогичные уровни изотопов.
Эту гипотезу подкрепляют найденные в могиле пуговицы униформы польских и итальянских полков.
Тем не менее основная часть погибших употребляла растения с C3-фотосинтезом, что характерно для многих североевропейских стран. Кроме того, они потребляли разное количество животного белка.
Часть погибших, получавшая ограниченное его количество, вероятно была обычными солдатами-призывниками. Другие же, включая трех женщин, употребляли значительное количество животного белка. Как предполагают авторы исследования, это могли быть высокопоставленные офицеры и члены их семей.
Исследователи отмечают удивительно широкий разброс соотношений изотопов, обнаруженных в останках. По их словам, это служит «показателем вариаций рациона, связанных с этнической и социальной принадлежностью».
Полученные результаты не так уж удивительны, считают ученые. Известно, что Великая армия Наполеона состояла из солдат разных национальностей, включая французов, поляков, австрийцев, итальянцев и испанцев. Растения с С3-фотосинтезом (например, пшеница и ячмень) наиболее часто употребляются в пищу в странах Северной Европы. Растения с С4-фотосинтезом (просо и другие) распространены в Южной Европе, так что соотношение изотопов в останках определенных людей может указывать на то, откуда те были родом. Также оно свидетельствует и о разнице в социальном статусе — классовые различия между солдатами, офицерами и сопровождавшими армию гражданами явно приводили к неравному доступу к определенным продуктам, например мясу. Ну а нехватка продовольствия зимой, очевидно, привела к ужесточению этого неравенства.
Интересно, что по сравнению с вооруженными силами других стран (например, членами Королевского флота Великобритании, похороненными на кладбище в Госпорте) различия в рационе представителей французской армии были намного выше. По мере проведения большего числа аналогичных исследований ученые надеются выяснить, насколько разнообразны были рационы армий других стран, в том числе — чем во время войны с Наполеоном питались русские солдаты.