«Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» — пелось в известном советском мультфильме. Справедливо это наблюдение и для людей: группа ученых из Еврейского университета в Иерусалиме на основании ряда экспериментов выяснила, что имя человека имеет определенную связь с его лицом. Несмотря на то что идея о влиянии имени на человека лежит в той же плоскости, что астрология, нумерология и прочие лженауки, этот феномен получил документальное подтверждение. Результаты работы были опубликованы в журнале Journal of Personality and Social Psychology, а обнаруженное явление получило название «эффект Дориана Грея».
В первом эксперименте приняли участие 70 добровольцев из Израиля. Они должны были соотнести цветные фото лиц 25 незнакомцев с одним из четырех предложенных для каждого фото имен. Угадать имена участникам удалось в 30% случаев. Шанс того, что это могло произойти случайно, не превышал 25%. В аналогичном эксперименте 115 французов смогли верно определить имена в 40% случаев.
Интересно, что чаще всего израильтяне правильно определяли людей по имени Том — более чем в 50% случаев. А французы почти в 80% случаев верно узнавали Веронику.
На частоту корректных определений значимый эффект оказывала прическа человека на фото. Исследователи демонстрировали участникам эксперимента три типа фотографий. На одних были четко видны волосы, уши и шея, а черты лица были размыты. На других были видны глаза, нос, рот, щеки, а волосы и шея удалены. И, наконец, в третью категорию вошли снимки, отображающие и лицо, и шею, и прическу.
В случае с последней категорией фотографий количество правильных ответов составило в среднем 36%. На фотографиях, где была видна прическа, участники правильно определили имя в 33% случаев, на фотографиях, где были только лица, — в 30%.
Найти связь внешности и имени удалось и компьютеру.
Исследователи разработали алгоритм, который на примере 94 тыс. лиц и имен «научился» выявлять соответствия. После этого он оказался в состоянии выбрать для новых фотографий правильное имя из двух предложенных с точностью до 64% при вероятности случайного угадывания в 50%. Кроме того, алгоритм выделил те области лиц, в которых видел сходства людей с одинаковыми, по его предположению, именами. Судя по результату, люди с одинаковыми именами зачастую имеют похожие выражения лиц, что и позволяет определить носителей определенных имен.
«Мы поставили больше дюжины экспериментов и каждый раз думали: так, ну сейчас, наверное, не сработает, — делится Йонат Цвебнер, психолог и ведущий автор исследования. — Но сработало во всех случаях, и это было удивительно».
Значит ли это, что имя способно в какой-то мере оказывать влияние на судьбу человека? Отчасти да, считают исследователи, но никакой мистики за этим эффектом не кроется.
Просто стереотипы относительно некоторых имен распространены настолько, что, общаясь с носителем определенного имени, люди выстраивают общение в соответствии с этими стереотипами.
И такое общение действительно может повлиять на формирование образа. Что показательно, когда участники эксперимента работали с именами и фотографиями людей из другой культуры, процент верных ответов резко падал. Израильтяне не знали, какие имена с какими чертами внешности соотносятся во Франции, равно как и французы не разбирались в особенностях израильтян.
Цвебнер предполагает, что люди используют лицевые мышцы, подстраивая лицо под имя. «Возьмем для примера девочку по имени Джой (англ. «радость». — «Газета.Ru»), — говорит она. — С самого рождения родители и общество относятся к ней в соответствии с именем. Они говорят: ты такая радостная, улыбчивая, прямо как твое имя. И у нее вырабатывается определенный образ, она чаще улыбается, потому что это вызывает у окружающих положительную реакцию». Таким образом, определяя чье-то имя, участники экспериментов использовали социальные, культурные и исторические подсказки.
Кроме того, люди могут изменять имена, если чувствуют себя с ними некомфортно — в частности, потому, что их образ не соответствует привычному для этого имени.
Впрочем, отмечает психолог Кэти Мондлок из Канады, не участвовавшая в исследовании, все может быть гораздо проще. Одно-два имени в списках могли быть непопулярными или совершенно не подходящими человеку на фото. «Никто их не выбирал, — объясняет она. — А остальные имена выбирали с одинаковой частотой, поэтому вполне могли набрать 35% верных ответов».
Тем не менее она не отрицает возможной связи. Мондлок надеется, что за исследование этого вопроса возьмутся и другие ученые, которым удастся выяснить, что является причиной такого эффекта.