Пока одни исследователи обучают искусственный интеллект общаться с больными, читать по-китайски и играть в го, специалисты из Массачусетского технологического института в США создали ИИ, который выполняет одну-единственную задачу — создает самые страшные изображения.
Nightmare Machine, или «Машина кошмаров», как назвали свою разработку ученые, была представлена широкой общественности в канун Хеллоуина.
«Машина» использует алгоритм, который изучает, что люди считают пугающим, зловещим или просто действующим на нервы, и на основе этой информации генерирует изображения, которые призваны напугать нас сильнее всего.
«Хеллоуин — это время, когда люди славят то, что их пугает. Так что это отличный повод для запуска проекта MIT, который изучает страх общества перед ИИ. И как это сделать наилучшим образом, если не заставить ИИ напугать нас?» — говорится на сайте MIT.
«Растет количество интеллектуалов, таких как Илон Маск и Стивен Хокинг, которые обеспокоены потенциальными угрозами ИИ для человечества, — комментирует Пинар Янардаг Делул, одна из членов команды разработчиков. — Следуя духу Хеллоуина и традициям MIT, мы хотели в игровой форме поднять тему человеческих страхов, которая становится все более популярной в поп-культуре».
Алгоритм «Машины» использует технологию компьютерного зрения DeepDream от Google, предназначенную для распознавания предметов, животных и людей на изображениях. DeepDream получила широкую популярность среди пользователей, когда оказалось, что с ее помощью можно создавать красочные картинки, похожие на галлюцинации.
«Машина» генерирует изображения на заданные темы: «город-призрак», «монстр со щупальцами», «скотобойня» и другие.
В основе алгоритма лежат механизмы глубинного обучения нейронных сетей — разновидности машинного обучения, главная задача которой заключается в создании машины, придумывающей результат самостоятельно, без пользовательской загрузки алгоритмов действий. При обычном же машинном обучении загрузкой данных и коррекцией ошибок чаще всего занимается человек.
«Мы использовали алгоритмы глубинного обучения, чтобы «выучить», как выглядят дома с призраками или «токсичные» города, — продолжает Делул. — Потом мы применили выученные стили к известным достопримечательностям, и алгоритм удивительно хорошо справился с вычленением «призрачных» элементов и нанесением их на достопримечательности».
В основном алгоритм использует такие заготовки, как дома с привидениями, токсичные города и зомби, применяя их к нейтральным изображениям и превращая их в нечто пугающее.
«Мы получили весьма интересные результаты, — сообщает Мануэль Себриан, другой член команды. — Например, мы «натаскивали» нейросеть на дома с привидениями, а потом пропускали через нее фото человека или группы людей.
В итоге они выглядели словно одержимые призраками».
Строго говоря, «Машина» находит на изображении здания и людей и накладывает на них фильтр, основанный на информации о том, что люди считают страшным. Работа алгоритма корректируется с помощью публичных голосований на сайте. По итогам голосования участник получает персональную подборку из изображений, которые, по мнению «Машины», должны его испугать. По словам Себриана, проголосовало уже более 100 тысяч человек.
Технология призвана не только напугать людей, но и помочь ученым разобраться, почему те или иные вещи кажутся людям страшными и смогут ли когда-нибудь роботы или ИИ помочь им преодолеть этот страх. «Мы не воспринимаем это слишком серьезно, просто хотим повеселиться, — говорит Себриан. — Но в основе лежит нечто очень серьезное. Машины с легкостью учатся внушать людям определенные эмоции. Если они будут позитивными, это может давать сигнал — работай со мной, я хочу тебе помочь».
Алгоритмы «Машины» можно применить к любому изображению: участников президентских дебатов они превратили в монстров, кадр из мультсериала «Симпсоны» стал напоминать фрагмент японского фильма ужасов, а бесчисленные фото пользователей теперь выглядят как подборка со съемок фильма про зомби.
«Интересно, что с точки зрения ИИ сгенерированные лица одинаково ужасны, но люди оценивают их как более или менее страшные, — продолжает Делул. — Это показывает, что существует дополнительная информация о том, как человек воспринимает ужас, и ее можно использовать, чтобы создать еще более пугающие изображения. Возможно, в будущем мы даже сможем создавать персонализированные страшные картинки, созданные на основе персональных данных».
Это не первый случай, когда ИИ пугает людей.
Так, например, в этом году ИИ «Уотсон» от IBM создал трейлер для фильма ужасов «Морган». Он проанализировал трейлеры 100 фильмов ужасов, определив, какие характеристики сцены — освещение, музыка, интонации — делают ее более страшной или лиричной, а затем отобрал последовательность сцен для «Морган». Благодаря «Уотсону» работу над трейлером удалось сократить с нескольких дней до нескольких часов.
Обычно, правда, у «Уотсона» другие задачи — он помогает врачам диагностировать тяжелые заболевания и работает психотерапевтом для солдат, побывавших в горячих точках.