Почти век назад журнал Scientific American учредил первую премию за демонстрацию паранормальных способностей, обещая выплатить победителю $2,5 тыс. На прошлой неделе аналогичный проект появился в России. На премию уже подано три заявки: первая кандидатка уверяет, что обладает даром ясновидения, вторая — что является медиумом и может общаться с мертвыми, третья сообщает о тридцатилетнем опыте контактного и бесконтактного лечения себя и окружающих. Организаторы объявили, что в течение двух недель решат, какие испытания будет проходить каждый из участников, и свяжутся с ними.
Учрежденная премия носит имя Гарри Гудини.
«Имя Гудини мы выбрали неслучайно: этот легендарный иллюзионист и гипнотизер всю жизнь боролся с шарлатанством, из-за чего даже рассорился со своим близким другом Артуром Конан Дойлем, который являлся поклонником спиритизма, — рассказывает Станислав Никольский, к.ю.н. и представитель организационного совета премии. — Кстати, любопытно, что в современном обществе Гарри Гудини воспринимают как нечто среднее между магом, мистиком и мистификатором».
Учредители премии гарантируют, что тот, кто продемонстрирует паранормальные способности в рамках корректно поставленного научного эксперимента, получит выплату в размере 1 млн руб. и возможность чтения полного генома. «В ходе такого анализа будут выявлены все генетические особенности лауреата премии имени Гарри Гудини», — сообщают организаторы проекта.
Согласно правилам, опубликованным на сайте премии, сверхъестественными считаются способности, противоречащие научной картине мира. Таким образом, организаторы проекта приглашают к участию всех, кто может доказать, что он владеет телепатией, ясновидением, телекинезом или левитацией. Слоганом премии являются слова американского астрофизика и выдающегося популяризатора науки Карла Сагана: «Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств».
Любопытно, что идея экспериментальной проверки способностей экстрасенсов нравится некоторым представителям религиозных движений.
«Я думаю, что дар влиять на жизнь людей с помощью молитвы, иконы или святой воды тоже можно классифицировать как паранормальную способность и проверять», — иронично замечает Александр Панчин, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник института проблем передачи информации РАН, входящий в состав оргкомитета и экспертного совета премии Гудини.
«Существуют две категории «экстрасенсов»: те, кто хорошо разбираются в психологии и бизнесе, и те, кто искренне заблуждаются и верят в наличие у себя сверхъестественных способностей, — рассказывает Николай Фомушин, иллюзионист, входящий в состав экспертного совета премии Гудини. – Вторая категория, как и все мы, время от времени видит похожие на реальность сны и предполагает, что верно прогнозирует события, а про несбывшиеся предсказания просто забывает. Кстати, в книге для иллюзионистов есть предупреждение, что, когда техники, например гадания, отрабатываются на многих зрителях и становятся навыком, есть вероятность самому начать верить в сверхъестественное. Однажды я сам попался в подобную ловушку! Думаю, не я один».
Члены оргкомитета премии Гудини поделились с корреспондентом «Газеты.Ru» историями общения с людьми, выдающими себя за экстрасенсов.
«Однажды я был в маленьком городке, где на сцене местного ДК выступал мужчина лет пятидесяти, показывающий обычные фокусы и выдающий их за удивительные способности своего мозга, — рассказывает Михаил Лидин, скептик и видеоблогер. — Например, он предлагал зрителям писать разные слова на доске, расположенной позади него, а затем эти слова «угадывал». На самом же деле выступающий не обладал никакой телепатией, а просто при помощи несложных трюков мог видеть то, что было написано за его спиной. Я также предоставил ему возможность «считать» загаданные мною слова. Это были обычные слова вроде «алфавит» или «лифт», только написал я их на доске задом наперед. Если бы выступающий действительно был телепатом, то назвал бы их так, как и было загадано. Но он, конечно же, читал слова так, как они были написаны: «тивафла» или «тфил», — и при этом не понимал их значения. Кстати, после нескольких моих критических замечаний в адрес «экстрасенса» я обнаружил, что некоторые зрители обратились в скептиков».
«Одна знакомая моих родственников вела прием в качестве целительницы в городской больнице, — вспоминает Станислав Никольский. — Была середина девяностых, и это никому не казалось странным. Тогда было огромное количество всевозможных «целителей», которые работали только с теми, кто «верит в их силу». При этом наглядных чудес такие люди не демонстрировали. Кстати, один из моих знакомых скоропостижно скончался, выбрав вместо официальной медицины сеансы представителей паранормального».
Организаторы премии признаются, что источником их вдохновения служит фонд бывшего иллюзиониста, скептика и разоблачителя псевдонаучных теорий Джеймса Рэнди. Американская организация обещает выплатить $1 млн каждому, кто сможет продемонстрировать паранормальные способности в условиях корректного эксперимента. За 19 лет существования фонда ни один претендент не ушел с обещанной суммой. Получить награду пыталась российская девочка Наташа Лулова, заявившая, что может читать слова и различать цвета без помощи зрения. Однако Джеймс Рэнди определил, что «экстрасенс» благодаря необычной вогнутости переносицы просто-напросто подглядывает через повязку. К слову, современные иллюзионисты охотно демонстрируют трюки, во время которых они «видят», надев подобные и даже более надежные повязки.
«Некоторые «экстрасенсы» заранее придумывают себе отговорки, почему в условиях эксперимента им не удастся продемонстрировать способности, — рассказывает Александр Панчин. — На эту тему уместно процитировать замечательный отрывок из художественного произведения «Гарри Поттер и методы рационального мышления».
«Представь: кто-нибудь тебе говорит, что у него дома живет дракон. Ты отвечаешь, что хочешь на него посмотреть. Тебе сообщают, что это невидимый дракон. Прекрасно, говоришь ты, в таком случае ты хочешь его услышать. Тебе говорят, что это совершенно бесшумный дракон. Ты объявляешь, что бросишь в воздух муку, чтобы увидеть его контуры. Тебе объясняют, что мука проходит через этого дракона насквозь. И, говоря все это, объясняющий заранее знает, какой именно результат эксперимента ему нужно объяснить в свою пользу. Знает, что все пройдет так, как будто никакого дракона нет, знает заранее, оправдание чему он должен выдумать. Возможно, этот кто-то лишь утверждает, что дракон существует. Возможно, он верит, что он верит, что дракон существует. Это называется «убежденность в убеждении». Но на самом деле он не верит, что дракон существует»
То же самое с экстрасенсами. Некоторые из них мошенники, и они понимают, что не пройдут испытаний. Такие люди даже пробовать не станут. На проверку придет только тот, кто искренне уверен в своих способностях. С такими людьми мы и будем взаимодействовать. Но, скорее всего, их ждет разочарование».