Исследование вопроса об истоках ключевых различий между Западом и Востоком началось еще в Древней Греции и сохраняет свою актуальность в современном мире. Группа молодых ученых, возглавляемая Томасом Талхэлмом из Университета Виргинии, имеет основания утверждать, что одной из причин кардинальных различий между Западом и Востоком могла стать разница в основной посевной культуре. С их выводами можно ознакомиться в статье, опубликованной в научном журнале Science.
Сама по себе рисовая теория не является чем-то абсолютно новым как в науке в целом, так и в изучении вопроса о различиях между цивилизациями, выступая скорее развитием теории о способах выживания. Последняя предлагает разделять формы ведения хозяйства на те, которые требуют от общества большей взаимозависимости, например фермерство, и меньшей, например скотоводство.
Однако теперь ученые признали теорию несостоятельной, так как она не проводит разграничений по конкретной возделываемой культуре. Утверждая, что разные посевные культуры требуют для своей культивации разное количество усилий, исследователи выдвинули следующую гипотезу.
Так как возделывание риса требует больших усилий, то народы, для которых рис является основной культурой, развиваются общественно ориентированными.
Напротив, там, где сеяли пшеницу, так как это требует намного меньшей организации и затрат сил, людям свойствен индивидуализм. Для представителей таких обществ характерно аналитическое мышление, которое использует абстрактные категории и формальное рассуждения с опорой на логику (А является истинным, если не А — ложным).
Рисоводство действительно более трудоемко, поскольку требует приблизительно в два раза больше времени на посадку и сбор, чем пшеница. Более того, так как рис в Восточной Азии выращивается на заливных полях, необходимо больше дополнительных усилий и координации действий между членами общества.
Создание ирригационных систем, которые надо постоянно обслуживать, необходимость в договоренностях об использовании воды способствуют установлению тесных долгосрочных связей. Так как эти связи взаимовыгодны, участники стараются избегать конфликтов и стремятся не выбиваться из коллектива.
Фермерам, которые возделывают пшеницу, ирригация не нужна (так как они надеются на дожди), поэтому они полагаются в первую очередь на самих себя и у них нет критической необходимости в поддержке хороших отношений с соседями. Таким образом, выращивание пшеницы приводило к более независимому мышлению, которое свойственно представителям западных обществ.
В китайском трактате начала XVII века говорится: «Если не хватает рабочей силы, лучше возделывать пшеницу».
Подобные предположения существовали и ранее, однако не существовало веских доказательств, которые подтвердили бы их. Обычно страны Восточной Азии сравнивались учеными с европейскими державами. Тем не менее подобные сравнения неправомерны по ряду факторов — из-за принципиально разных культур, религий, исторического наследия и прочего.
Для того чтобы провести непротиворечивое исследование, был необходим анализ народностей, имеющих общую историю, язык, религию, даже национальность, но различающихся по основному возделываемому злаку. Причем было необходимо рассмотреть случай с рисом и пшеницей, так как в большинстве стран Европы традиционно возделывалась пшеница, а в странах Восточной Азии — рис. Провести такой анализ оказалось возможным на примере Китая.
Когда говорят о Южном и Северном Китае, обычно имеют в виду деление по реке Янцзы. На юге традиционно выращивался рис, на севере — пшеница. Хотя этническим большинством и на севере, и на юге являются ханьцы, сами китайцы говорят о заметном различии характеров у южан и северян, называя последних более прямолинейными и конфликтными.
К проведению исследования Томаса Талхэлма побудило грубое поведение преподавателя в одном из северокитайских институтов.
Для подробного анализа был проведен опрос 1162 студентов-ханьцев, главной целью которого было определение основных черт характера и особенностей мышления. Чтобы исключить возможное влияние особенностей климата, учеными были привлечены студенты разных климатических зон Северного и Южного Китая. Результаты подтвердили гипотезу исследователей.
Уроженцы регионов к северу от Янцзы демонстрировали склонность к эгоцентризму и по характеру походили больше на европейцев, чем на представителей Восточной Азии. В то же время южане проявляли более свойственное восточному человеку интуитивное мышление, которое допускает противоречия, и предпочитали идентифицировать себя через группу, к которой принадлежат. Привлечение статистических данных показало, что у южан в отличие от северян более низкий уровень разводов.
Среди опрошенных не было ни одного, кто работал бы на земле, следовательно, результаты тысячелетнего возделывания определенных культур актуальны и сейчас.
Ученые утверждают, что это только начало большого исследования. Ведь психологией очень плохо изучен вопрос зависимости между возделываемой культурой и особенностями развития общества. Двигаясь в данном направлении, исследователи надеются внести больше ясности в вопрос об истоках различий между Западом и Востоком.