Юго-западные территории в истории династического Китая играли роль житницы, были одним из самых населенных районов цивилизации. Именно поэтому они стали одним из опорных пунктов централизации и создания единого государства под властью династии Цинь (221–206 гг. до н.э.). Юго-запад Китая характеризуется разнообразием ландшафтов, а значит, и экологическим систем. Предгорья Гималаев соседствуют с пересеченным пейзажем Юньнань-Гуйчжоуского нагорья, а ущелье Сянься — с низменными равнинами Сычуаньской котловины.
Данные территории расположены вне районов доместикации сельскохозяйственных культур, находившихся в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, и пути проникновения туда сельского хозяйства пока слабо изучены.
Появление в III–II тысячелетии до н.э. на территории равнины Чэнду сложных в социальном отношении культур Баодунь и Саньсиндуй свидетельствует о уже высокоразвитой традиции земледелия. Изучение исторических памятников этих обществ методами археоботаники может пролить свет на распространение земледелия не только в данные районы, но и в сопредельные территории юга Китая и Юго-Восточной Азии.
Международный коллектив ученых факультета антропологии Гарвардского университета, факультета археологии и музеологии Пекинского университета, а также Института археологии города Чэнду провел археоботаническое исследование одного из центральных памятников культуры Баодунь. На протяжении двух археологических сезонов (зимой 2009 и 2010 годов) специалисты работали на территории археологического комплекса Баодунь, датируемого 2700–2000 годами до н.э. Результаты изысканий были опубликованы в последнем номере журнала Antiquity.
Загадка культуры Баодунь
Удивительно, но археологи не обнаружили свидетельств наличия какого-либо населения на равнине Чэнду до появления высокоразвитой баодуньской культуры, временные рамки которой оцениваются 2700–1700 годами до н.э. Ранее, по-видимому, незаселенная территория в первой половине III тысячелетия до н.э. вдруг покрылась большим количеством маленьких хозяйств, окружающих крупные обнесенные стеной поселения. Площадь этих огороженных памятников варьировалась от 7 до 245 гектар. Масштабность поселений косвенно подтверждает, что здесь почти одновременно с появлением человека около 2700 года до н.э. возникло и достаточно развитое сельское хозяйство.
Таким образом, можно предположить, что создатели баодуньской культуры прибыли на равнину Чэнду с ранее приобретенными навыками земледелия.
Типологическое сходство керамики позволило одним ученым говорить о том, что сюда из нагорий запада и северо-востока Сычуани проникли просоводы культуры Мацзяяо. Другие специалисты указывают, что огороженные поселения Баодуня близки к поселениям, распространенным на востоке — в долине среднего течения реки Янцзы (культуры Тайцзяган, Дайси, Шицзяхэ), где господствовало поливное рисоводство.
Историки решили узнать, кем же были люди, заселившие равнину Чэнду, рисоводами или просоводами. Для этого во время работ по изучению археологического комплекса Баодунь был взят 41 образец для флотации: 35 образцов были отнесены к III–II тыс. до н.э., а шесть к династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.). Высокая степень глинистости почвы сделали машинную флотацию невозможной, поэтому исследователям пришлось воспользоваться методами ручной флотации. Археоботанические данные были проанализированы по двум показателям — распространенность и насыщенность.
Азиатский рис или итальянское просо?
Изучение всех взятых образцов слоя времен распространения баодуньской культуры показало преобладание в нем азиатского культурного риса Oryza sativa (распространенность составила 96,4%, а насыщенность — 0,7 единицы макроостатков на 1 л). 55% остатков колосковой чешуи имеют морфологию доместицированного риса. Однако были найдены и остатки чумизы (Setaria italica), называемой еще итальянским просом. Показатели оказались ниже: распространенность составила 41%, а насыщенность — 0,04 единицы макроостатков на 1 л. Были найдены и следы других растений, употреблявшихся в пищу: бусенника обыкновенного, вики, адзуки, бобов мунг, периллы кустарниковой, а также единственного фрукта — плода боярышника.
Высокие показатели распространенности и насыщенности риса свидетельствуют о том, что он был важнейшим сельскохозяйственным продуктом и составлял основу диеты населения культуры Баодунь. Возделывался он в поливной форме.
В образцах, взятых историками, преобладали растения, которые сопровождают именно поливное рисоводство, такие как фимбристилис вильчатый, хвощ и рдест. Ученые утверждают, что выращивание суходольной чумизы также было известно жителям равнины Чэнду. Относительно незначительное количество макроостатков говорит лишь о том, что более мелкие зерна могли не пережить процесс карбонизации. Тем не менее можно предположить, что итальянское просо имело меньшее значение в сельскохозяйственном производстве, чем его основной конкурент.
Рис проник с чумизой
Последние исследования биологов и археологов говорят о том, что круглозерный рис Oryza sativa japonica был доместицирован в нижнем или среднем течении Янцзы 9–8 тыс. лет назад. Поливное рисоводство распространилось вверх по Великой реке. Таким образом, чтобы достичь нынешнего юго-запада Китая, у риса ушло порядка трех тысяч лет. Распространение техники возделывания этой сельскохозяйственной культуры в данном регионе происходило заметно медленнее, чем вдоль береговой линии территории, которую мы сегодня называем Китаем (при этом надо учитывать, что она имела мало общего с сегодняшней береговой линией).
Недавние археоботанические исследования в среднем течении Янцзы показали, что население городища Чэнтоушань (пров. Хунань) в первой половине IV тыс. до н.э. выращивало наравне с рисом также и чумизу, правда тоже в крайне ограниченном масштабе. Таким образом, наличие стен вокруг поселений, некоторые сходства в материальной культуре, преобладание поливного рисоводства и знакомство с чумизой подтверждают сильные связи между равнинами Чэнду и Средней Янцзы.
Основанная на надежном, интенсивном и высокопроизводительном рисоводстве равнина Чэнду стала центром ряда культур, таких как Саньсиндуй и Цзиньша с их высокоразвитой бронзовой техникой.
С чумизой в горы
Поливное рисоводство характеризуется высокими урожаями, однако требует теплого климата и большого количества водных ресурсов, к тому же рис также обладает длительным вегетационным периодом. Выращивание чумизы, напротив, имеет более короткий вегетационный период, растение подходит для выращивания в сухом климате и нуждается в более низких температурах. Такие особенности культивации чумизы позволяли продвигаться сельскохозяйственному населению на юг и юго-запад: в засушливые предгорья ущелья Сянься, Юньнани и Гуйчжоу.
Во время археоботанических исследований на юге и юго-западе Китая — в Хаймэнькоу (1600–400 гг. до н.э.), Шифодуне (1500–1000 гг. до н.э.) в провинции Юньнань и Ганьтоуяни (1900–1200 гг. до н.э.) в Гуанси-Чжуанском автономном районе — везде были найдены преобладающие остатки чумизы. Такие же данные были получены во время раскопок в Западной Сычуани и на Тибетском нагорье. Здесь просоводство господствовало уже в середине IV тыс. до н.э. Сходную картину мы встречаем и на соседних территориях, например в Центральном Таиланде.
Таким образом, сначала в предгорьях появлялась чумиза, знакомя местное население с сельским хозяйством. Затем приходили доместицированные на западе пшеница и ячмень. И только потом появлялся рис, требовавший значительных водных ресурсов и, следовательно, сложной для предгорий ирригационной системы.
Привычная для нас картина — рисовые террасные поля в предгорьях Юньнани — появились значительно позже. В произведении «Маньшу» («Книга о южных варварах»), написанном в IX в. н.э., отмечается, что эта сложная ирригационная система для возделывания местными народами поливного риса была создана не ранее династии Тан (618–907 гг. н.э.).