Пиратская тема будет вечно популярной. Ром, флаг со скрещенными костями, картины райских пейзажей южных морей — все это романтично, красиво и привлекательно. Тем более помогает и массовая культура — трилогию «Пираты Карибского моря» посмотрели миллионы зрителей по всему миру.
Поэтому исследования по истории пиратства интересны всегда. Но «Раздел океана в XVI--XVII веках: истоки и эволюция пиратства» охватывает более широкую проблематику. Работа петербургского историка Дмитрия Копелева, который занимается историей флота (его кандидатская диссертация была посвящена офицерам немецкого происхождения на российском флоте в XIX веке), не ограничивается только проблемой морского разбоя.
Это масштабный труд, в котором помимо четырех глав, пролога и постскриптума нашлось место нескольким приложениям (посвященным ярким персонажам эпохи и ее хронологии).
Библиография исследования поразительна: она включает в себя сотни статей, монографий, ссылок на сайты на разных языках.
Историк начинает с того, что описывает «морскую революцию» — то, как европейские моряки раздвигали границы мира, с новыми изобретениями осваивая Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Ярко описано изобретение новых приборов, улучшивших навигацию, таких как астролябия или буссоль (о них многие читали в детских приключенческих романах — теперь можно узнать, что это). Сюжет, связанный с интернационализацией знания о морях, кажется неимоверно актуальным в нынешнем стремительно глобализирующемся мире — Копелев описывает, как натурализованные португальские лоцманы водили корабли под флагами Англии, Франции, Испании и Голландии.
Энциклопедично и добросовестно автор классифицирует подвиды морских «вольных добытчиков», показывая разницу между пиратами, каперами, буканьерами и флибустьерами. Впрочем, основательность повествования выходит автору боком:
глава, посвященная терминологии, как и глава про основные морские пути эпохи, перенасыщена информацией и тяжело читается. Кроме того, автор отходит от хронологического принципа, а его экскурсы, которые часто обращают читателя в XIV век, а то и раньше, несколько запутывают.
Но, как кажется, самой важной во всех смыслах становится четвертая глава, посвященная социальной истории пиратства и повседневности морских разбойников. В ней описаны самые разные ее проявления: ежедневный рацион пиратов, их одежда, доходы, пиратские сходки и статус капитана.
Большое преимущество автора в том, что он не идеализирует своих героев. Он сразу обозначает их маргинальное место в социуме, показывает, какие люди чаще всего становились пиратами. Через описания пиратской гульбы и «веселья», как кровь сквозь марлю, проступают жестокость и грубость этого мира, по своему устройству родственного уголовному. Автор подчеркивает это сходство, приводя фрагменты из записок одного из пиратов, именующего свою команду «братвой», которая к тому же «разогрелась» после доступа к спиртному.
На фоне ползучей романтизации блатного мира в России, когда радио «Шансон» проводит свои гала-вечеринки в «Олимпийском», а сериал «Станица» показывает нам человеческую сторону бандитизма, очень уместно натуралистичное и жесткое описание этого мира, в котором парчовые рубашки и вкусная еда бывают редко, а гнилая вода («приходилось закрывать глаза, чтобы не видеть зеленой тины, и затыкать нос — до того она воняла») — постоянно.
Слово «вероломство» повторяется на страницах книги многократно: блатной мир не признает доверия, в чем убедились многие капитаны кораблей и губернаторы городов и островов.
Возможно, поэтому гибель пиратского мира под ударами морских держав, уничтоживших вольницу южных морей в начале XVIII века, обрисована пунктирно: чтобы у читателя не возникло сострадания к завсегдатаям таверн Тортуги.
Книга Копелева требует усилий, чтобы пробраться сквозь обилие фактов, фамилий и событий, однако эти усилия в полной мере вознаграждаются яркими и сочными картинами жизни вольных людей морей и океанов.
Копелев Д. Раздел океана в XVI--XVII веках: истоки и эволюция пиратства. Спб.: Крига, 2013. — 736 с. ISBN 978-5-901805-45-9.