Сейчас, чтобы посмотреть на предприимчивых покойников с аллергией на солнце и чеснок, выползающих по ночам из склепов, чтобы полакомиться кровью мирных граждан, нужно идти в луна-парк или в кино. Но когда-то они воспринимались как неотъемлемая часть реальности, несущая угрозу людям.
Еще раз осознать ментальную дистанцию, отделяющую нас от относительно недавнего прошлого Европы, помогла археологическая находка в болгарском городе Созополе, расположенном на берегу Черного моря недалеко от популярного курорта Бургас.
Во время раскопок средневекового некрополя в районе монастыря Св. Николая Чудотворца, возглавляемых директором Археологического музея Созополя Димитром Недневым, были обнаружены два скелета, грудные клетки которых пронзены заточенными железными штырями. Один скелет принадлежал мужчине, другой — женщине.
Форма и расположение штырей (которые, скорей всего, были бы удалены из тел, если бы смерть наступила от ранений, что в случае штырей, не являющихся оружием, маловероятно) не оставляет никаких сомнений, что сильные и расчетливые удары в грудь были нанесены в ритуальных целях уже после смерти. Именно так — посмертным пригвождением покойного — во времена средневековья живые старались обезопасить себя от хищных мертвых, которые, как считалось, могли нанести им вред даже из могил.
Установлен точный возраст захоронений — 800 лет.
«В этих скелетах, пронзенных заостренными железными штырями, нет ничего необычного. Они всего лишь иллюстрируют известную и давнюю традицию, которая существовала в некоторых болгарских деревнях вплоть до первого десятилетия ХХ века», — комментирует находку директор Музея национальной истории Болгарии профессор Божидар Димитров, сам уроженец Созополя, в интервью AFP.
Сейчас скелеты отправлены в Софию, чтобы стать частью постоянной музейной экспозиции. Болгарские археологи считают, что в одном из «вампирских» захоронений покоились останки человека по имени Кривич, жившего в XIV веке. У Кривича была репутация пирата и бандита, которая, однако, не помешала ему пробиться в ряды местной знати и даже стать градоначальником Созополя:
во времена Средневековья (впрочем, как в некоторых странах и сейчас) навыки грабителя и проходимца такой карьере скорее помогали, чем мешали.
На посту созопольского мэра Кривич показал себя с самой худшей стороны: в непростые времена, когда на море хозяйничали пираты и работорговцы, а пограничный порт был предметом притязаний активного Болгарского царства и дряхлеющей Византии, Кривич не сумел сделать жизнь горожан, которые, судя по свидетельствам историков, вообще от него немало натерпелись, более безопасной и спокойной. В конечном итоге, проявив чудовищную некомпетентность во время очередной осады, он фактически сдал Созополь генуэзцам, которые его разграбили. Не исключено, что это было сделано за мзду или гарантии, что мэр и его присные не будут убиты мародерами.
Время и место захоронения «вампира из Созополя» действительно позволяют идентифицировать ее как, предположительно, могилу Кривича — градоначальника и известного пирата.
«В таких могилах рядом с большими монастырями хоронили представителей городской знати. Судя по всему, у покойника, пронзенного железным штырем, была столь дурная репутация при жизни, что пострадавшие от него и суеверные горожане решили обезопасить себя после его смерти, обстоятельств которой мы пока не знаем. По всей видимости, «созопольский вампир» действительно мог быть Кривичем», — говорит профессор Димитров.
«Конечно, вампиром, какими их представляют сейчас в кино, Кривич при жизни не был. Но порядочным мерзавцем точно был. Согласно представлениям, распространенным среди славян в средние века, душа плохого человека не отправлялась на тот свет, но оставалась в теле, мучилась и иногда могла покидать могилу и пить кровь животных и людей. Такую душу символически убивали — не с помощью оружия, а с помощью специально заточенного железного штыря», — поясняет профессор.
Созопольская находка еще раз напоминает,
что славянские Балканы, а также заселенные славянами центральная и восточная Европа были тем резервуаром, из которого мифы о вампирах распространялись по Европе, принимая подчас форму настоящих массовых истерий (достаточно вспомнить знаменитые «вампирские дела» XVIII века), пока не облеклись в свою классическую форму благодаря готическому и викторианскому романам — источникам вдохновения современных голливудских сценаристов.
По информации Димитрова, в Болгарии найдено уже около ста захоронений со скелетами, пронзенными железными штырями, и в находке еще одного «болгарского вампира» нет ничего экстраординарного. Необычны лишь почетное место захоронения кровососа — монастырский некрополь, его принадлежность к знати и возможная идентификация с конкретным историческом лицом. В этом смысле у созопольской находки есть все шансы пополнить список знаменитых средневековых кровососов из Влада III Цепеша (Дракулы) и графини Елизаветы Батори еще одним вампиром — мэром и пиратом Кривичем.