Идея Северного морского пути кажется привлекательной людям не первый год. Первые экспедиции вдоль арктического побережья Сибири к берегам Северной Америки и Японии относятся к середине XVIII века. Впервые полностью маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878—1879 годах экспедицией шведа Нильса Норденшельда на барке «Вега», за одну навигацию он впервые был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», а уже в 1935 году была проведена первая транспортная операция — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток (им удалось уложиться в промежуток с 8 июля по 9 октября 1935 года). Альтернативные «теплые» транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы, гораздо длиннее: например, расстояние, проходимое судами из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, а Северным морским путём — только 5770 морских миль. Однако необходимость колоть лед и суровые условия приполярных областей делают короткий путь менее востребованным. Но эту проблему, возможно, решит изменение климата, показало исследование американских географов из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Оно показало, что,
хотя Суэцкий и Панамский канал все еще будут пользоваться популярностью в ближайшие десятилетия, беспрецедентное таяние льдов (оно наблюдалось прошлым летом) значительное повышает доступность Северного морского пути и даже Cеверного полюса.
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
«Эта тенденция одновременно заманчива с экономической точки зрения и вызывает тревогу с точки зрения безопасности — и для окружающей среды Арктики, и для самих кораблей», — отметил один из авторов работы, профессор географии Лоуренс Смит.
Исследователи сосредоточили свое внимание на проходимости разных частей Арктики в самый выгодный для навигации месяц — сентябрь. В качестве исходных данных они использовали независимые предсказания климата на 2040—2059 годы. Ученые предполагают, что к середине века любой корабль сможет пройти по ранее недоступным частям Северного Ледовитого океана без помощи ледоколов.
Более того, ледовый щит Арктики станет настолько тонким, что ледоколы смогут пройти между Атлантикой и Тихим океаном кратчайшим путем — прямо через Северный полюс.
«Никто никогда даже и не говорил о плавании через Северный полюс. Это совершенно неожиданная возможность», — сказал Смит, слова которого приводит пресс-служба университета.
Прямой путь через Северный полюс на 20% короче Северного морского пути. Соответственно, например, для кораблей, движущихся из Роттердама (Нидерланды) в Иокогаму путь через полюс аж на 40% короче современного маршрута через Суэцкий канал.
Даже легендарный и предательски опасный Северо-западный проход — морской путь вдоль северного побережья Канады и Аляски — станет проходимым для судов типа Polar Class 6 vessels — стандартного типа судов повышенной прочности для движения во льдах и, возможно, даже для обычных торговых морских судов. Для сравнения: сегодня Северо-западный проход теоретически проходим только раз в семь лет, что, конечно, слишком рискованно для коммерческого использования. Однако к середине века он будет доступен каждый второй год.
Предсказания, однако, не идут дальше возможной навигации в конце лета.
«Этот маршрут никогда не будет круглогодичным»,
— отмечает Смит.
Мореходные компании будут заинтересованы в таком развитии событий: даже за лето 2012 года северным путем прошли 46 судов.
Исследователи отмечают, что Арктика станет доступнее практически при любом вероятном сценарии изменения климата. Они воспользовались двумя разными прогнозами: один из них предполагает 25-процентный рост выброса парниковых газов (рост температуры ниже среднего), а второй — 35-процентный рост выбросов (заметный рост температуры). Однако, к удивлению ученых, рост доступности вод Арктики был кардинальным в обоих случаях.
«Не важно, какой сценарий роста выбросов мы примем: к середине века мы все равно пройдем веху достаточного истончения ледяного покрова, которое позволит даже слабым ледоколам пройти там, где им нужно», — заключил Смит.
Прогнозы на 30 лет вперед могут казаться праздными и бессмысленными для жизни одного человека, но они весьма актуальны для больших компаний и государств. Например,
Канада утверждает, что Северо-западный проход лежит в ее территориальных водах, а США полагают, что это международный путь.
Пока Северо-западный проход нельзя использовать, это абстрактные рассуждения, однако тема станет «горячей», как только забрезжит возможность судоходства. Рост доступности других арктических путей может вылиться в давление США на ООН для признания по крайней мере части из их нейтральными. В первую очередь это касается нашей страны: Россия устанавливает на Северном морском пути правила, согласно которым каждая компания должна платить за судно сопровождения для своих кораблей. Если более далекая Арктика станет доступной, компании постараются проходить нейтральными водами, чтоб избежать этих платежей. С другой стороны, для этого понадобятся более мощные ледоколы. Так или иначе, полноценное судоходство в Арктике потребует выработки полноценного свода правил, которые должны будут обеспечить безопасность как самих кораблей, так и хрупкой северной экосистемы.