В этих условиях встает вопрос о форсированном создании базы, прежде всего транспортной, для последующего экономического освоения Севера.
В настоящее время территория Российской Федерации дезинтегрирована. После распада Советского Союза произошло экономическое размежевание отдельных территорий нашей страны. Дальний Восток «вписался» в Азиатско-Тихоокеанский регион, Сибирь и Урал – в Среднеазиатский, Поволжье и Юг – в Ближневосточный, Северо-Запад – в Североевропейский, Центр – в центральную и восточную Европу. Экономические связи с соседними и дальними зарубежными странами стали более тесными, чем с внутренними регионами России.
В советские годы развитие приарктических территорий было увязано с развитием всей страны.
Региональная дезинтеграция Российской Федерации, произошедшая в 1990-е гг., поставила северные районы страны в крайне сложное положение. Инфраструктура региона не развивалась. «Экономические реформы 1990-х гг. отбросили далеко назад объемы перевозок, ухудшилось состояние береговой инфраструктуры, особенно в восточном секторе Арктики», — указывает Ольга Тарасова из Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. «Так, в частности, объемы грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) сократились более чем в четыре раза - с 6,6 до 1,5 млн. т, - что даже при возросших тарифах не способствует окупаемости перевозок», — добавляет эксперт.
Между тем в последние годы обострилась гонка за арктические территории.
«Северная составляющая геополитического положения России усиливается за счет возрастания роли Арктики, — отмечает директор Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН Виталий Лаженцев. — По Северному Ледовитому океану, северным дальневосточным морям на протяжении 20 тысяч километров проходит государственная граница Российской Федерации. В этой связи следует указать, что ледокольный, транспортный и аварийно-спасательный флоты, порты, навигационно-гидрографические и гидрометеорологические службы находятся в сложном, кризисном состоянии».
По мнению экспертов, восстановление инфраструктуры приакртических территорий должно происходить в результате интеграции Севера в российскую экономику.
Это может произойти посредством строительства новых железнодорожных магистралей, в первую очередь — Северосибирской, и модернизации существующих — Транссибирской и Байкало-Амурской. «В такое развитие хорошо «вписывается» Северный морской путь, позволяющий осваивать новые территории в направлении «Север–Юг», — отмечает Лаженцев.
«Большинство проектов освоения северных месторождений могли бы ориентироваться на СМП, а его порты – служить базой для освоения шельфовых месторождений нефти и газа при условии инновационного обеспечения функционирования оборудования в условиях морей Севера», - соглашается Тарасова.