Согласно исследованию, проведенному учеными канадского Университета Британской Колумбии, из-за глобального потепления размер морских рыб может уменьшиться на 14–25% в ближайшие сорок лет. Особенно сильно этот эффект проявится в тропических морях, так как в теплой воде метаболизм рыб ускоряется и им требуется больше кислорода. Но теплая вода содержит меньше кислорода, что ограничивает рост особей, поясняют авторы статьи, опубликованной 30 сентября в Nature Climate Change.
Уменьшение размеров будет сопровождаться и уменьшением общей численности популяций промысловых рыб, и произойдет это как раз в тот момент, когда океан с его огромными, но отнюдь не безграничными биоресурсами подвергается растущему цивилизационному давлению, предупреждают исследователи. Ведь для миллиарда людей рыба является основным источником животного белка, и число потребителей будет только расти, особенно в развивающихся странах.
В развитых странах также наблюдается рост потребления рыбы и морепродуктов, которые считаются более здоровой едой, чем мясо теплокровных животных.
«Мы сами удивлены полученным результатам моделирования. Мы не предполагали, что действие глобального потепления может быть таким сильным, затронув столь обширные территории», – комментирует выводы статьи руководитель исследования профессор Уильям Чонг.
Группа Чонга исследовала возможные последствия потепления мирового океана для в общей сложности 600 видов рыб по двум взаимосвязанным параметрам: численно-территориальному (общая плотность рыбных популяций, их территориальное распределение и направление миграций) и размерному, учитывающему общую массу популяции и массу отдельных особей. Считалось, что рост температуры должен прежде всего сказаться на самочувствии планктона, составляющего основу пищевой пирамиды мирового океана: с сокращением планктонной массы пищевые цепочки сократятся, кормовая база обеднеет, что в конечном итоге отрицательно скажется на видовом разнообразии и численности морской фауны.
Но потепление, как выяснили авторы статьи, может привести в действие более сложные механизмы регуляции, не связанные с сокращением кормовой базы напрямую.
Первый связан с метаболизмом рыб, протекающим по-разному в более теплой и более холодной среде: в более теплой воде обмен веществ ускоряется, но из-за меньшего содержания кислорода оптимальным для успешного выживания выходом из положения становится уменьшение размера особи. Второй связан с постепенной миграцией рыб, ранее предпочитавших тропики, в более северные широты, что увеличит конкуренцию за ресурсы внутри популяций и видов.
Выводы об уменьшении размеров рыб на 14–25% получены в результате математического моделирования достаточно сложных и многофакторных процессов, механизм действия которых (как, например, связь метаболизма, температуры и размера особи) не всегда понятен и, главное, хорошо предсказуем. Между тем авторы статьи в подкрепление своего прогноза ссылаются на опытные данные, полученные в 2011 году другой группой исследователей, обнаруживших корреляцию между уменьшением размеров промысловой пикши и повышением температуры воды в Северном море.
Впрочем природа этой корреляции (действительно ли уменьшение размеров связано с ростом температуры или может быть обусловлено другими причинами, а рост температуры является предвзятым, навязанным заранее фактором) пока неясна.
Вообще общее уменьшение размера особей в результате интенсивного морского промысла, когда рыбы ценных сортов вынуждены на протяжении многих поколений «жить быстро и умирать молодыми», — факт давно и хорошо известный. А вот как скажется на уменьшении размеров и общем снижении продуктивности морей рост температуры — это большой вопрос, на который моделирование дает лишь гипотетический ответ, обставленный многочисленными «но».
Напомним, что до недавнего времени одной из страшилок климатических алармистов, предсказывающих коллапс кормовых цепочек мирового океана, была гибель кальцифицирующих микроорганизмов (фораминифер и кокколитов) из-за повышения температуры и растущего подкисления океанской воды атмосферной углекислотой. Между тем, как показали последние наблюдения и эксперименты,
планктонные микроводоросли, строящие известковые скелеты, умеют прекрасно приспосабливаться к более кислой среде, что опровергает популярную гипотезу «планктонного коллапса», которая, впрочем, до сих пор продолжает активно озвучиваться в СМИ.
Поэтому и прогноз о будущем «измельчании» морской рыбы, спровоцированном глобальным потеплением, следует также воспринимать очень осторожно: природа, как показывает опыт, устроена намного сложнее, чем человеческие модели, которые ее описывают. Главное, чтобы подобные гипотетические тревожные прогнозы, оперирующие такими не поддающимися воздействию макрофакторами, как, например, температура мирового океана, не отвлекали внимание общества от реальных проблем, которые действительно можно решить совместными усилиями, — например, от проблемы варварской эксплуатации океана промысловыми компаниями.