Исследователи оценивали влияние на климат главного парникового газа — двуокиси углерода СО2, концентрация которого в атмосфере растет и при удвоении по сравнению с доиндустриальной эпохой грозит, по прогнозам, увеличением средней глобальной температуры на 3 градуса. По мнению авторов работы, опубликованной в Science, холода, стоявшие на Земле 21 тысячу лет назад, когда человек не имел возможности влиять на погоду, но содержание в атмосфере углекислого газа тоже удвоилось, были не такими жестокими, как принято считать. Стало быть, глобальные температуры менее чувствительны к концентрации СО2 по сравнению с нынешними оценками.
Математические модели климата начиная еще с тех, четвертьвековой давности, которые в середине восьмидесятых взорвали мир предсказанием «ядерной зимы», отличаются крайней неопределенностью из-за необходимости вводить в расчеты множество параметров, большинство которых в точности не известны и выбираются исследователями на собственный вкус.<3>
И, хотя со временем неопределенность прогнозов на основании этих моделей снижается, она по-прежнему остается высокой.
Это, утверждают климатологи (большую часть которых составили специалисты американского Университета штата Орегон), относится и к модели, на основании которой Межправительственный совет по изменениям климата в 2007 году опубликовал устрашающий «трехградусный» прогноз, за который получил Нобелевскую премию.
Три градуса Цельсия — средняя разница между минимумом и максимумом температурного роста. Исследователей не устраивал температурный разброс, предсказанный на основе этой модели, — от 2 до 4,5 градусов, то есть от плохой, но терпимой ситуации (когда увеличится число экстремальных погодных явлений наподобие аномальной жары или сильных продолжительных осадков) до смертельно опасной (когда экстремальные осадки и таяние полярных льдов вызовут сильные наводнения).
Модель 2007 года оперировала результатами метрологических измерений за последние 150 лет. Теперь ученые решили дополнить ее палеоклиматическими данными о ледниковом периоде, точнее, последнем ледниковом максимуме. Они составили температурную карту планеты, учли уровень ее обледенения, влияние запыленности, парниковых газов, например метана, и прочие факторы. В результате проведенного с учетом этих данных компьютерного моделирования температурный разброс их прогноза на будущее сузился до диапазона 1,7—2,6 градуса. Выяснилось, что атмосфера реагирует на удвоение уровня СО2 слегка слабее, чем получается из «официальной» модели.
Ожидаемое повышение глобальной температуры они снизили с трех градусов почти до двух.
Здесь ключевое слово — «слегка». По словам Энтони Розелл-Меле, палеоклиматолога из Автономного университета Барселоны, который принимал участие в исследовании орегонской группы, новые климатические оценки вовсе не означают, что к антропогенному влиянию на климат нужно относиться с меньшей серьезностью (напомним, что многие климатологи вообще отрицают наличие такого влияния). Однако следует все же учитывать, что крупномасштабные катастрофические последствия засорения атмосферы углекислым газом следует ожидать при таких его концентрациях, которые в ближайшем будущем достигнуты не будут. Иначе говоря, тепловая катастрофа слегка откладывается.