Выдающийся британский астроном сэр Бернард Лавелл, основатель одной из старейших и крупнейших радиоастрономических обсерваторий мира — британской обсерватории Джодрелл-Бэнк, скончался в понедельник на 99-м году жизни, говорится в сообщении на сайте Манчестерского университета.
Лавелл родился в 1913 году в графстве Глостершир, работал на физическом факультете Манчестерского университета. Во время Второй мировой войны руководил группой ученых, разрабатывавших авиационные радары. За эту работу ученый был награжден орденом Британской империи.
После войны Лавелл вернулся в Манчестерский университет, где, используя свои познания в радарной технике и военное оборудование, создал всемирно известную радиоастрономическую обсерваторию.
Главным ее инструментом стал полноповоротный 76-метровый радиотелескоп, постройка которого была закончена в 1957 году.
Именно этот телескоп первым отследил полет первого спутника на орбите, а впоследствии использовался в качестве одного из средств системы предупреждения о ракетном нападении со стороны Советского Союза.
До последнего времени, пока здоровье не ухудшилось, ученый приходил на работу в обсерваторию Джодрелл-Бэнк, директором которой являлся. Сейчас эта обсерватория остается одной из крупнейших в мире. Как ожидается, в этом году сюда будет перенесена штаб-квартира крупнейшего радиоастрономического проекта — телескопа SKA (Square Kilometre Array).
В 2009 году Лавелл сделал громкое заявление: российские военные пытались убить его во время его визита в СССР в 1963 году.
Он подтвердил, что созданный им радиотелескоп использовался как первая «система раннего предупреждения» советской ядерной атаки. Кроме того, он заявил, что находился «на линии огня»: российские военные использовали радиацию, чтобы попытаться убить его. До 2009 года он молчал об этой попытке, но, по его словам, сразу написал развернутый отчет о случившемся, который запретил публиковать до его смерти. Так что, возможно, на днях нас ожидают новые подробности.
«Я думаю, меня должны были предостеречь от поездки в СССР, потому что, очевидно, там знали, что нас использовали как оборонный центр», — заявил ученый тогда.
«Они попытались стереть из моей памяти данные о том, что я был на их собственных оборонных объектах на побережье Черного моря.
В то время вы не представляете, как я был счастлив, вновь увидев огни Лондона на пути домой», — рассказал он.
Его спросили, как именно он пострадал от радиации после возвращения из СССР и как вообще русские могли использовать радиотелескоп для покушения на его жизнь.
Лавелл ответил: «Факт состоит в том, что я чувствовал себя плохо довольно долгое время после возвращения, но я поправился. Это заняло около месяца, но я выздоровел. Я думаю, у них был очень мощный передатчик — у нас такие используются для изучения планет. Излучение этого телескопа было таким опасным, что мы сами никогда не использовали его под углами меньше 15 градусов, чтобы не повредить людям. Это было ужасное время: многие из моих коллег, отправившиеся в СССР, не вернулись назад, а вернувшиеся умерли. Мне очень повезло».
Он заявил, что детальная история этого периода его жизни хранится в манчестерской библиотеке.
Основные научные труды Лавелла посвящены исследованиям метеоров и нестационарных звезд радиоастрономическими методами.
Он рассмотрел ряд теоретических вопросов, связанных с радиолокацией метеорных следов, и разработал методы определения скоростей метеоров и физических условий в их ионизованных следах, а также провел большое количество экспериментов по радиолокации метеоров.
В 1958 году он обнаружил радиоизлучение вспышек звезд типа UV Кита и организовал международные одновременные оптические и радионаблюдения этих объектов; определил характеристики их радиоизлучения, нашел, что отношение энергии, генерируемой в радиодиапазоне, к оптической энергии у вспыхивающих звезд примерно в 1000 раз больше, чем у Солнца во время хромосферных вспышек. Руководимая Лавеллом обсерватория Джодрелл-Бэнк активно участвовала в слежении за космическими кораблями и аппаратами (в том числе советскими), а также в международных радиоинтерферометрических наблюдениях со сверхдлинными базами (в частности, в сотрудничестве с советскими радиоастрономическими обсерваториями).
У Лавелла было пятеро детей, 14 внуков и 14 правнуков. Помимо занятий наукой он был также музыкантом — много лет играл на органе в церкви.