Уровень моря поднимается и опускается в зависимости от таяния льдов. Сейчас льды, особенно в Гренландии и Антарктике, интенсивно тают — уровень океана, наполненного новой водой, неуклонно поднимается. По сравнению с 1880 годом его уровень стал выше уже на 20 см, и сейчас каждое десятилетие прибавляет к этому по 2,5 см. Оценки на 2100 год выглядят катастрофическими, но никто не может сказать, насколько будет страшна эта катастрофа: по разным оценкам, уровень моря к этому времени может подняться на несколько десятков сантиметров, но может и на несколько метров.
В последнем номере журнала Nature два палеоклиматолога из Колумбийского университета, Морин Рэймо и Джерри Митровица, рассказывают,
как они «заглянули» на 400 тысяч лет назад и пришли к выводу, что самых страшных сценариев нам можно не опасаться.
Они также установили, что 400 тысяч лет назад, в промежутке между двумя ледниковыми периодами, царило очень долгое и очень интенсивное потепление. Об этом, в частности, свидетельствуют скалы на берегах Багамских и Бермудских островов: там древние донные отложения находятся почти на 21 метр выше сегодняшнего уровня моря.
В 1999 году именно это обстоятельство позволило Полу Хэрти из Университета Северной Каролины опубликовать в журнале Geology гипотезу, согласно которой 400 тысяч лет назад уровень моря поднялся из-за потепления на 20 метров. Правда, в 2007 году гавайский ученый Гэри МакМёртри выдвинул контргипотезу: он предположил, что столь высоко расположенные донные отложения объясняются другой катастрофой — мегацунами.
Рэймо и Митровица пошли другим путем и обе гипотезы отмели.
В своей статье в Nature они напомнили научному сообществу, что наша планета покрыта тектоническими плитами и, когда наступает оледенение, под весом образовавшегося льда эти плиты уходят вниз. А по краям того места, где скапливаются льды, плиты, наоборот, вспучиваются, поднимая вверх расположенные над ней острова. Когда же наступает потепление, плиты, освободившись от ледяной тяжести, возвращаются на свое законное место, все выравнивается, и острова по краям «тонут».
Багамы и Бермуды находятся именно в тех самых местах, и это означает, что во время гигантского потепления 400 тысяч лет назад они стали резко уходить под воду.
Тающие льды при этом, разумеется, поднимали уровень моря, но уже не на 20 метров.
По расчетам Рэймо и Митровицы, этот подъем был на треть ниже — 13–16 метров.
13 метров подъема — тоже, конечно, не сахар, но, во-первых, этот подъем растянулся на сотни тысяч лет. Во-вторых, эта цифра позволяет ученым понять, что происходит сегодня. Дело в том, что льды Гренландии и Западной Антарктики наиболее чувствительны к потеплению климата, и сегодня они стремительно теряют в весе. Куда меньше ученым известно о том, что происходит с Восточной Антарктикой, а там льда, по оценкам, в восемь раз больше, чем в Гренландии и Западной Антарктике, вместе взятых.
Именно из-за этой неопределенности прогнозы на 2100 год так сильно различаются.
Рэймо и Митровица, основываясь на полученных ими данных о подъеме уровня моря 400 тысяч лет назад, пришли к выводу, что он произошел в основном за счет Западной Антарктики и Гренландии, а таяние льдов Восточной Антарктики даже при таком грандиозном потеплении было незначительным. Следовательно, утверждают ученые, оно будет незначительным и в этом веке.<5>
И это значит, что к сотому году уровень моря, разумеется, подрастет — для прибрежных городов наступят тяжелые времена. Однако самые пугающие сценарии можно смело отвергнуть: мы не утонем.
Есть в этом исследовании и бонус для науки о потеплениях. Как утверждает климатолог из Бристольского университета Марк Сиддэл, считающийся экспертом по морским уровням, «от разногласий по поводу оценок о подъеме уровня моря в те давние времена мы движемся к стройной теории, которая примиряет разноречивые данные, полученные в различных географических регионах».