В книге Памелы Траверс «Мэри Поппинс» есть эпизод о том, как близнецы Барби и Джон утратили способность понимать язык птиц, солнечных лучей и ветра, когда у них прорезались зубы (до этого они спокойно общались со скворцом). Нам непонятен «язык» младенцев, из-за этого в первые месяцы жизни общение с ребенком затруднено, особенно когда важно выяснить, что у него болит. Вместе с тем иногда кажется, что младенцы, «общаясь» между собой, прекрасно понимают друг друга. Есть ли на самом деле особая речь у новорожденных, пока неизвестно, но вот их особый тип восприятия детально исследован психологами.
Оказалось, что шестимесячные дети обладают очень ограниченным «пространством», которое хранит данные об объектах внешнего мира.
Если от младенца спрятать несколько объектов, которые он только что видел, он будет помнить детальную информацию только об одном из них.
Однако, как показало исследование американских ученых, опубликованное в журнале Psychological Science, «забытые» данные теряются не полностью.
Это ставит под сомнение традиционное мнение о том, что дети младше двух лет не понимают, продолжает ли объект существовать, если он скрылся из виду. Уже в 1980-х годах с помощью новой техники экспериментов ученые пришли к выводу, что, скорее всего, малыши знают, что «скрытые» объекты все-таки не исчезают, то есть они понимают существование «постоянства вещей». Однако оставалось неясным, требуется ли ребенку хорошо представлять объект, чтобы помнить о его существовании.
Мелисса Киббе из Университета Джонса Хопкинса и Алан Лесли из Университета Ратгерса изучили восприятие младенцев, чтобы понять, какую именно информацию об объектах сохраняет мозг ребенка.
В ходе эксперимента шестимесячным детям показывали две фигуры — круг и треугольник.
Затем фигуры прятали за небольшими экранами — сначала одну фигуру, потом другую. Оказалось, что младенцы хорошо помнили последнюю спрятанную фигуру, а с предыдущей у них уже возникали трудности. Когда оба объекта скрывали за ширмами, исследователи приподнимали ширму, опустившуюся первой. В одном ряде экспериментов за ней оказывалась первоначально спрятанная фигура, в другом ее подменяли соседней, в третьем объект вообще убирали — за ширмой не оказывалось ничего.
Чтобы определить, удивлены ли малыши увиденным, психологи замеряли время, в течение которого дети задерживали взгляд на месте ширмы.
Оказалось, что, увидев, например, круг вместо треугольника, младенцы не выказывали особого удивления: это казалось им нормальным. А вот если объект исчезал совсем, они задерживали взгляд заметно дольше.
Этот сценарий уже был для них неожиданным.
«Мы полагаем, это значит, что, хотя младенцы и не помнят формы объекта, они хорошо помнят, что он существовал, несмотря на то что он временно скрывался из виду. Они помнят объекты, не запоминая характерных черт, отличающих одну вещь от другой», — считает Киббе.
Это объясняет процесс обработки информации в мозгу ребенка. Ученые полагают, что существует механизм, работающий как указка, виртуальный палец, который указывает на объект. Причем каждый «палец» указывает один и только один объект. Когда мы загибаем пальцы, чтобы что-то не забыть, мы не можем по пальцу опознать, что именно он должен напомнить, но число вещей или дел мы способны восстановить. Так же работает и механизм облегченного запоминания в детском мозгу, считают ученые.