Свершилось: теперь мы узнаем все возможные и невозможные подробности и жизни, и смерти загадочного фараона с задумчивым взглядом с золотой маски ― Тутанхамона. «Правда всегда одна», ― подсказывает нам фараон устами «Наутилуса Помпилиуса», и современные методы ДНК-анализа позволили узнать ее. Анонсированное в начале недели сообщение об исследовании останков фараона публикует Journal of American Medical Association.
На самом деле Тутанхамон отнюдь не обладал изящными женственными чертами лица, изображенного на маске. Кроме того, он страдал рядом генетических отклонений, включая косолапость и врожденное заболевание костей, которое вкупе с заражением малярией и вызвало в конечном итоге его смерть.
Ученые проанализировали не только мумию Тутанхамона, но и ряд мумий его августейших родственников, что позволило получить более полную информацию об особенностях внешнего вида и внутреннего здоровья египетских фараонов того времени.
Семья Тутанхамона ― XVIII династия Нового царства (1550―1295 гг. до н. э.) ― была одним из самых влиятельных королевских домов Древнего Египта. Слава и посмертная известность самого Тутанхамона не совсем заслуженна: его правление было очень кратким и не особенно ярким. А вот его «посмертному дому» повезло больше ― он хорошо сохранился и стал предметом пристального изучения археологов вкупе с его саркофагом, маской и мумией. Тутанхамон вступил на египетский престол десятилетним (примерно 1315 г. до н. э.) и умер на девятом году правления в возрасте 19 лет. До 1922 года известно о нем было мало, и ученые столь же мало им интересовались. Однако после открытия его неповрежденной гробницы, мумии и сокровищ, похороненных вместе с ним, многолетнее внимание к захудалому отпрыску славного рода было гарантировано.
Тутанхамон умер молодым и не оставил наследников, поэтому спекуляции относительно наследственных болезней в его семье и причин его смерти не утихают со времен обнаружения гробницы.
Подогревала эти дебаты и предполагаемая женоподобная внешность фараонов XVIII династии (кроме Тутанхамона хорошо известен Эхнатон ― муж Нефертити и первый апологет фактически монотеистической религии). Предполагали, что мужчины этой династии страдали гинекомастией (переразвитием молочных желез из-за гормонального дисбаланса), синдромом Марфана (заболевание, характеризующееся многочисленными нарушениями зрения, скелета ― гиперподвижность суставов и др., внутренних органов ― пороки сердца ― вследствие аномального развития соединительной ткани) и другими тяжелыми наследственными болезнями.
Однако по большей части эти предположения были сугубо гипотетическими. Они основывались лишь на исследовании рукотворных находок и произведений искусства, а не сохранившихся мумий и скелетов фараонов. Кроме того, египтологи испытывали определенные трудности в идентификации и датировке мумий, а также установлении степени родства между членами королевской семьи.
В ходе последнего масштабного исследования были детально изучены 11 мумий фараонов Нового царства и членов их семей. Работа велась с сентября 2007 года по октябрь 2009 года. Были проведены антропологические, радиологические и генетические исследования мумий (биопсия генетического материала проводилась 2―4 раза для каждой мумии). Кроме мумии Тутанхамона исследовали еще 10 образцов, которые, по косвенным признакам, должны были быть близки ему. По результатам генетического анализа родство было обнаружено только у трех мумий.
Был проведен поиск патологических особенностей, которые можно отнести к проявлениям наследственных заболеваний или инфекций. Были также найдены причины смерти Тутанхамона. Ранее считалось, что он умер в результате травмы, или из-за заражения крови, или от жировой эмболии ― выброса жира в артерию. Также рассматривались версии перелома бедра, убийства ударом по голове сзади или отравления.
Исследование позволило «авторизовать» часть неизвестных мумий.
Так, мумия под кодовым названием KV35EL, как оказалось, принадлежит Тийе, матери фараона Эхнатона и бабке Тутанхамона.
Мумия KV55 ― сам Эхнатон (Аменхотеп IV, муж Нефертити). Кроме генетического сходства две мумии имеют несколько сходных антропологических особенностей и одну и ту же группу крови. Мумия KV35YL, вероятно, принадлежит матери Тутанхамона.
Сам фараон отнюдь не страдал гинекомастией и синдромом Марфана. Более того, ни Тутанхамон, ни Эхнатон вообще не имели женственных черт лица. Их изображения «приукрашивают» их сообразно религиозным соображениям и понятиям «моды» того времени. Скорее всего, основоположником этого стиля стал сам Эхнатон, законодательно утвердив его. Ученые отмечают, что египетские фараоны в течение всей истории вообще не стремились к реалистичному изображению себя и своих семей.
Не имела семья Тутанхамона и наследственных дефектов в развитии. У самого юного фараона была все же зарегистрирована болезнь Келера (остеохондропатия ладьевидной кости стопы), но она не могла сама по себе вызвать смерть в столь раннем возрасте. А вот генетические тесты на гены STEVOR, AMA1 и MSP1, являющиеся специфическими для паразита тропической малярии, дали положительный результат не только у Тутанхамона, но и у еще трех мумий.
На основании этих данных ученые предположили, что аваскулярный некроз костей (омертвление или разрушение костной ткани, вызванное недостаточным кровоснабжением), осложненный малярией, вызвал раннюю смерть Тутанхамона.
Следует отметить, что в такой ситуации перелом ноги (весьма вероятный при хрупкости костей Тутанхамона), вызванный обычным падением, вкупе с малярией вполне мог привести к опасному для жизни заболеванию и к смерти.
Ученые не только удовлетворены результатами данного исследования, но и полны оптимизма касательно продолжения работы. Эта работа стала первым примером применения нового комплексного подхода для изучения молекулярной генеалогии и патогенной палеогеномики мумий периода эры фараонов. Возможно, это начало новой науки ― молекулярной египтологии, которая с помощью современных технологий естественных наук может дать принципиально новые результаты истории, культурологии, социальным наукам и медицине.