Нефертити по праву считается самой яркой и могущественной женщиной всех трёх десятков династий египетских правителей. Супруга и, видимо, соправительница фараона XVIII династии Эхнатона сопровождала его на всех государственных церемониях и даже жертвоприношениях, которые устраивал великий религиозный реформатор. Так продолжалось в течение 12 лет, после которых Нефертити то ли погибла, то ли впала в немилость. Последние упоминания о ней относятся к 14-му году правления Эхнатона; где захоронена Нефертити — остаётся загадкой.
Однако славой среди наших современников она более обязана даже не своему историческому статусу, а единственному произведению искусства — бюсту Нефертити, найденному немецким египтологом Людвигом Борхардтом в декабре 1912 года. Вывезенный в Германию вскоре после обнаружения, шедевр древнеегипетского искусства сейчас хранится в берлинском Новом музее, но уже к концу этого года должен отправиться в восстановленный Старый музей города, где снова предстанет перед посетителями.
История создания бюста была окутана тайной с самого начала. Его нашли в мастерских художника и скульптора Тутмоса, однако превосходство исполнения и удивительная сохранность предмета сразу дали некоторым скептикам повод объявить находку более поздней подделкой. Эти разговоры, впрочем, скоро угасли, уступив место подлинному восхищению работой древнеегипетского мастера.
Однако компьютерная томография бюста, которую учёные провели в 1992 году, вновь возродила сомнения. Учёные выяснили, что бюст состоит из нескольких слоёв и в некоторых местах — в первую очередь, в задней части голубоватого «парика», венчающего голову царицы, — толщина известковой штукатурки достигает 25 мм. Технологии начала 1990-х годов, тем не менее, не позволяли разглядеть, насколько было искажено лицо Нефертити. Разрешение сканирования составляло около 5 мм, а слой известковой штукатурки, очевидно отличный характером своей непрозрачности от внутреннего известнякового основания, на лице был меньше 5 мм. Сказать что-либо определённое о том, на что похоже само основание — на полноценную скульптуру или своего рода «манекен-заготовку», не представлялось возможным.
В 2007 году немецкие учёные под руководством Александра Хуппертца из берлинского Благотворительного медицинского университета провели новое сканирование. За 15 лет техника компьютерной томографии продвинулась далеко вперёд, и разрешение новой трёхмерной модели бюста — около полумиллиметра.
Впервые за 3 с лишним тысячи лет учёным удалось виртуально «заглянуть» под слой штукатурки и увидеть настоящее лицо Нефертити.
Результаты исследования опубликованы во вторник в апрельском номере журнала Radiology.
Компьютерную томографию учёные проводили с помощью установки Somatom Sensation 64 компании Siemens — спирального рентгеновского томографа, который позволяет за один оборот «нарезать» 64 слоя толщиной всего 0,6 мм. С её помощью учёные построили виртуальную трёхмерную модель бюста с разрешением около 0,4 мм в продольном и радиальном направлении.
Хуппертц и его коллег пишут, что бюст состоит из трёх основных материалов. Штукатурка из гидроксида кальция (извести) нанесена на сердцевину из известняка слоем толщиной от 25 мм (в задней части «парика») до всего 2–3 миллиметров на лице. Между известняком и извёсткой расположен тончайший (меньше миллиметра) внутренний — возможно «крепёжный» — слой штукатурки. А в самом известняке встречаются вкрапления из самого твёрдого материала, известного египтянам XIV века до н. э., — кремня. По этим включениям, которые характерны не для всех известняковых каменоломен Египта, можно будет попробовать восстановить происхождение бюста, надеются учёные.
Сама известняковая сердцевина — никакой не манекен и не заготовка, а настоящий скульптурный портрет, который был бы шедевром и без известковой штукатурки. И, без сомнения, это портрет Нефертити — он очень похож на лицо женщины, которую можно увидеть в берлинском музее. Скорее всего, это и есть настоящее лицо царицы, полагают Хуппертц и его коллеги. И оно заметно, хотя и не кардинально, отличается от того, что слеплено штукатуркой.
У настоящей Нефертити чуть провисали уголки губ, по краям самих губ и на щеках виднелись заметные складки и ямочки, а на носу был маленький бугорок.
Все эти детали художник скрыл. Однако он пытался не сделать лицо Нефертити «идеальным», а скорее придать ему «индивидуальность», уверяют авторы работы.
Тутмос — или его подмастерья — изменил и другие параметры скульптурного портрета в направлении, которое, по мнению учёных, прямо противоположно представлениям древних египтян о красоте. Например, у царицы были не такие выдающиеся скулы, что запечатлены на штукатурке, а уголки глаз были менее острыми и более выразительными в сравнении с финальным портретом, пишут учёные. Возможно, речь шла не о красоте, а о соответствии образу, который хотел видеть Эхнатон, наиболее вероятный заказчик этого произведения искусства.
Впрочем, каким был конечный итог этой работы, мы пока не знаем. Ведь бюст Нефертити, найденный в мастерской, скорее всего, представляет собой один из «этюдов» к финальному портрету. Об этом говорит не только место обнаружения, но и отсутствие кремниевой «роговицы» в левом глазу портрета, имеющейся в правом глазу. Судя по результатам сканирования, никакой ниши для левого глаза не было предусмотрено. На этом образце Тутмос просто учился или учил учеников. И, наверное, не задумывался, что этот «этюд» через 3 с лишним тысячи лет станет величайшим шедевром древнеегипетского искусства, известным землянам.