В Москве холодает, лето постепенно заканчивается, и это означает не только скорое начало нового учебного года, но и ежегодный сезонный рост заболеваемости обычным гриппом. <1>Конечно, сейчас на слуху у большинства людей совсем другой грипп, свиной, но ведь сезонную эпидемию гриппа никто не отменял. Эпидемии гриппа случаются каждый год, обычно в холодное время, и поражают до 15% населения мира. В России только по официальной статистике ежегодно регистрируют от 25 до 40 млн заболевших. Не обходит стороной сезонный грипп и США, где болеют от 15 до 30 млн человек в год.
Для того чтобы снизить уровень заболеваемости, каждый год с наступлением холодов проводится вакцинация населения от гриппа.
Поскольку каждого человека на Земле привить физически невозможно, поневоле встает вопрос о том, как и в каких масштабах проводить вакцинацию.
В частности, этим вопросом задались американские ученые Ян Медлок и Элисон Гальвани, которые разработали математическую модель передачи гриппа и действия вакцины на сезонный грипп. Исследователи учли множество факторов, в том числе ежегодную статистику заболеваемости и финансовые затраты государства на вакцинацию, а также статистические данные крупных эпидемий гриппа в США, которые были в 1918 («испанский» грипп) и 1957 («азиатский») годах, когда страна потеряла 500 тыс. и 70 тыс.человек соответственно.
Задача исследователей заключалась в том, чтобы, воспользовавшись этой моделью, найти оптимальную вакцинацию.
То есть добиться наименьшей заболеваемости населения гриппом при минимальном использовании вакцин.
Результаты работы опубликованы в пятницу в Science. Согласно им, вакцинация от гриппа достигнет наибольшей эффективности в том случае, если в первую очередь проводить ее для школьников (от 5 до 19 лет) и для большинства их родителей, то есть взрослых от 30 до 39 лет.
Авторы утверждают, что данная схема вакцинации при эпидемии 1918 года позволила бы уменьшить количество умерших в два раза.
Тому, что для наибольшей эффективности нужно проводить вакцинацию среди школьников и их родителей, а не среди детей до пяти лет и пожилых людей (как это принято не только в США, а и, например, в России), ученые приводят логичное объяснение. Дети посещают школу, общаются с одноклассниками и другими учениками школы, и в результате учебное заведение получается настоящим «рассадником» вируса.
Как правило, дети живут вместе с родителями, и потому, «нахватавшись заразы» в школе, возвращаются домой и заражают их.
Те, в свою очередь, отправляются на работу и по другим местам своей деятельности и уже там распространяют грипп.
Эта модель имеет реальное подтверждение статистикой. Как сообщил AP эпидемиолог детского госпиталя в Бостоне Джон Браунштейн, известно, что в этом городе увеличение числа заболевших школьников на один процент приводит к увеличению числа заболевшего взрослого населения на четыре процента.
Данная модель имеет еще одно ощутимое преимущество — она позволяет сократить количество минимальных доз для оптимальной вакцинации.
В настоящее время в США, где проживают около 300 млн человек, ежегодно применяется 85 млн доз вакцин от сезонного гриппа. Согласно модели, которую предлагают Медлок и Гальвани, для оптимальной вакцинации будет достаточно 63 млн доз.
Работу американских ученых стоит внимательно изучить и российским медикам. Ведь, как уже говорилось, и в России приоритет в процессе вакцинации отдается детям и людям пожилого возраста. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко недавно это подтвердил и заявил, что страной уже закуплено 27 миллионов доз сезонной вакцины, которая защищает от трех известных вирусов гриппа.
Правда, имеющаяся у России вакцина не защищает от свиного гриппа, бурный рост которого во всем мире осенью врачи и ученые предсказывают еще с лета. Соответствующая вакцина еще находится на стадии разработки, на что государством было выделено целых 4 млрд рублей.