Для разовых половых контактов оптимальный, но не стопроцентно надежный вариант — презерватив, который защитит и от «букета», и от «цветов». В тех же парах, которые уже готовы перейти на новый уровень отношений, решение в абсолютном большинстве случаев приходится принимать девушкам — высчитывать соответствующие дни по календарю или же принимать гормональные контрацептивы. Поскольку последние при всем совершенстве технологий все равно отражаются на женском здоровье, то поиск новых и совершенствование старых препаратов — дело очень важное, да и весьма прибыльное для фармкомпаний.
Есть и ещё один вариант — переложить заботу на сильные мужские плечи, но здесь с альтернативами негусто. Единственным вариантом остается перевязка семявыводящих протоков — и быстро, и эффективно, вот только восстановить утраченную способность к оплодотворению не под силу даже самым опытным хирургам.
Можно также гормонально подавить синтез сперматозоидов, но это неизбежно скажется на качестве половой жизни, да и соответствующие препараты, несмотря на многократные обещания, никак не материализуются в виде одобренных регулирующими органами таблеток. Были даже предложения идея вставлять в протоки радиоуправляемый клапан, но и об этом методе почему-то уже давно ничего не слышно.
Тем не менее уже скоро могут появиться препараты, которые лишат сперматозоиды их главного преимущества — скорости.
Слабое место мужских половых клеток обнаружил Ричард Смит из Университета американского штата Айова и его коллеги, выявившие мутацию, которая лишает мужские половые клетки подвижности. На этот феномен ученые наткнулись случайно, когда занимались в Тегеране изучением наследуемой глухоты. Предложения по борьбе с проблемами слуха нам ещё предстоит услышать, а вот как можно справиться со сперматозоидами, ученые описали в публикации в American Journal of Human Genetics.
Всего у иранцев было обнаружено 2 мутации, приводящих к бесплодию, и обе они локализовались в гене, кодирующем белок CATSPER1. Этот белок — часть ионного канала, запускающего внутрь клетки ионы кальция. В результате хвостик сперматозоида начинает биться с усиленной энергией. Подобным образом мужская половая клетка возбуждается дважды: первый раз при попадании в женские половые пути, а второй — при слиянии с яйцеклеткой.
Вышеупомянутый CATSPER1 играет ключевую роль именно во втором случае.
В отсутствие этого белка сперматозоиду просто не хватает сил, скорости и подвижности оплодотворить яйцеклетку.
Это же состояние Смит и его коллеги предлагают вызвать искусственно, заблокировав кальциевые каналы с помощью лекарственных препаратов.
А выбор их немаленький даже среди уже использующихся фармакологических средств. Дело в том, что кальций играет ту же активирующую роль и в остальных мышечных клетках, особенно в тех, что выстилают наши сосуды и способны при сокращении уменьшать просвет, увеличивая давление крови. Кальциевые блокаторы, например верапамил, приводят к расслаблению клеток, расширению сосудов и снижению давления.
Правда, не стоит думать, что таблетки от давления окажутся и эффективным пероральным контрацептивом для мужчин. Во-первых, не факт, что известные вещества смогут сильно связываться с каналами сперматозоидов, а во-вторых, для того чтобы создать необходимую концентрацию препарата в женских половых путях, его все равно придется принимать девушкам.
Но работы в этом направлении все равно будут продолжены: ведь такой пока не существующий препарат будет обладать главным достоинством — обратимостью эффекта, недостижимой при блокировании семявыводящих каналов. И за ценой сильный пол наверняка не постоит.