Длина хвоста сперматозоида не играет ключевой роли в скорости передвижения и в естественном отборе, по крайней мере среди животных с внутренним оплодотворением. Стюарт Хамфрис и соавторы публикации в BMC Evolutionary Biology пересмотрели данные о строении и подвижности сперматозоидов не только млекопитающих, но и других позвоночных и даже насекомых.
Математическое моделирование показало, что если исходить из «угреобразной» модели движения, то практически вся создаваемая биением хвостика «сила тяги» компенсируется сопротивлением головки. А возрастание длины хвостика не дает прироста мощности «двигателя». То есть оптимальный метод оценки подвижности — не абсолютные размеры, а отношение размеров головки к хвостику.
Это пошатнуло и без того сомнительную гипотезу о естественном отборе, «проводимом» на основании длины хвоста. Хамфрис и коллеги считают, что ключевую роль в отборе на стадии оплодотворения играют все-таки женские половые пути, создающие условия для конкуренции не только по показателю скорости, но и по другим, пока не известным науке критериям.
Справедливости ради стоит отметить, что эффективность спермы для оплодотворения в пробирке последние пятнадцать лет оценивается не только по длине и форме хвоста: в рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения список входит и форма головки, и соотношение её внутренних компонентов.