Выбор источника энергии — острый вопрос не только для обделенных дровами и запасами ископаемых углеводородов большинства западноевропейских стран. У таких азиатских лидеров, как Индия и Китай, тоже появились проблемы, связанные со ставшими постоянным элементом пейзажа облаками сажи.
Как показало исследование Эрьяна Густафссона из Университета Стокгольма, никакие политические переговоры, конвенции и договоры по ограничению сжигания угля, газа и нефтепродуктов здесь не помогут:
источник как минимум 2/3 частиц сажи — горящие леса и дрова с навозными лепешками, которые и в XXI веке продолжают использовать для обогрева жилищ и приготовления пищи.
Если углекислый газ, являющийся конечным продуктом реакции окисления любых углеводородов, последние десятилетия не даёт покоя экологам и апологетам теории глобального потепления, то сажа казалась давно забытой проблемой, больше характерной для лондонских трущоб Диккенса.
Современные методы сжигания топлива и катализаторы довели эффективность использования углеводородов до максимума, и водяной пар и углекислый газ пришли на смену облакам сажи, заволакивающим железнодорожные составы или сантиметровыми слоями покрывающим трубы мануфактур.
Конечно, это не значит, что в городских условиях воздух стал чище, чем в деревнях и селах, где печки по старинке топят дровами: даже сотых долей грамма на кубический метр выхлопов бензиновых и дизельных двигателей хватает для образования классического смога, ведущего и к легочным, и к онкологическим, и к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Именно на борьбе с выхлопами и выбросами заводов и электростанций сконцентрировались азиатские экологи, в то время как основного врага надо было искать не в индустриальном настоящем и будущем, а в пережитках сельскохозяйственного прошлого.
Густафссон и соавторы публикации в Science помогли своим индийским коллегам значительно сместить акценты. В тех «коричневых облаках», что портят весь пейзаж отдыхающим на берегу Индийского океана и на Мальдивах, до 70% сажи оказалось не ископаемого, биологического происхождения.
Доказать это удалось с помощью традиционного радиоуглеродного метода: тяжелый углерод 14C постоянно «встраивается» растениями в углеводы из углекислого газ атмосферы, но так как этот радиоуглерод имеет период полураспада 5700 лет, то в ископаемых углеводородах, миллионы лет «мариновавшихся» в толще Земли, его уже нет.
А вот в древесине, в коровьих лепешках и, как выяснилось, в многократно упомянутом аэрозоле сажи над Мальдивами 14C предостаточно.
С точки зрения глобального климата сажа из печных труб и лесных пожаров даже опасней порядком надоевшего углекислого газа. Во-первых, облака настолько плотные, что в местах с высокой концентрацией аэрозоля поглощают больше половины солнечного света, разогревая атмосферу и внося свою лепту в глобальное потепление. Во-вторых, эти же облака экранируют отражающиеся от земли или водной глади лучи. Да и о сценариях извержения супервулканов тоже не стоит забывать.
Вторая серьезная проблема — здоровье. В отличие от углекислого газа частицы сажи — наглядный пример медицинских «нанотехнологий», при которых размер действительно имеет значение. Эти частички могут как накапливаться в клетках легких, приводя к антракозу, так и проникать в сосуды и попадать в кровоток. И, хотя чистый углерод — достаточно инертный материал, небольших примесей смол вполне достаточно для пагубного действия на организм.