«Фармация должна помогать людям. Причем не только в болезни но и здравии» – видимо, таким древним принципом руководствуются любители воспользоваться достижениями медицины для усиления своих способностей. И если допинг в спортивном мире давно стал самой привычной вещью, то стимуляторы умственной деятельности ещё только входят в новинку – по крайней мере, в нашей стране.
На Западе всё немного по-другому. Если учесть, что в постиндустриальную эпоху немалый процент людей – в некотором смысле «профессионалы» умственного труда, то перспективы видятся не очень радужные. Что уж говорить об учёных, которые зарабатывают деньги исключительно собственным умом. Недавно в сети даже появилась публикация под грифом американского Национального института здравоохранения о запрете употребления учеными провигила и риталина, которая на поверку оказалась первоапрельской шуткой, но успела породить немало слухов. До протестов, правда, не дошло.
Авторитетный журнал Nature провел своё исследование, чтобы выяснить отношение к этой проблеме не только ученых, но и простых людей. В интернет-опросе приняли участие 1400 человек из 60 стран мира, более 2/3 которых – жители США; россиян откликнулось всего четверо. Если учесть специфику издания, то респондентам можно доверять больше, нежели привычному «опрошены на улице».
Больше половины участников опроса – учёные и инженеры, и результаты, которые они показали, мало отличаются от средних.
Причём некоторые работники умственного труда уверены, что приём психостимуляторов – их святая обязанность.
«Как профессионал, я просто обязан использовать свои способности наилучшим образом во благо человечества. Если «усилители» могут способствовать этой гуманной цели, я просто обязан принимать их», – пишет один из них.
В список попали три препарата: метилфенидат (риталин) – психостимулятор, используемый для лечения нарушений внимания и гиперактивности у детей, но не менее популярный и среди студентов как «помощник в учебе»; модафинил (провигил), использующийся для лечения нарушений сна, но также применяемый для снятия усталости и борьбы с проблемами при смене часовых поясов, и «антиаритмики», корректирующие сердечный ритм, а кроме того, обладающие успокаивающим эффектом.
Сразу отметим, что риталин в России относится к наркотическим веществам и занесен в широко известный «список номер 1», провигил – ноотропный препарат, отпускаемый по рецепту врача и не относящийся к наркотикам, а большинство антиаритмиков можно купить без рецепта.
Респонденты разделились на две группы: первые использовали препараты только по назначению врача, вторые – по своему усмотрению.
«Экспериментатором» оказался каждый пятый из принимавших описанные лекарства.
Свои намерения они объясняли желанием стимулировать концентрацию внимания или память. При этом количество употреблявших не отличалось во всех возрастных группах, что порядком удивило исследователей: раньше считалось, что основу «сверхлюдей» составляет молодёжь 18–25 лет.
К «другим» препаратам, употребляемым лишь 80 из 1400 респондентов, были отнесены амфетамины, похожие на метилфенидат; центрофеноксин, пирактем, декседрин и многочисленные нетрадиционные средства наподобие гинкго и омега-3-ненасыщенных жирных кислот.
Самой популярной причиной приёма всех препаратов было повышение концентрации, на втором месте – фокусировка для решения конкретной задачи.
Третье место заняли «забавные причины», непонятные и без того умным ученым: «вечеринка», «уборка дома» и даже «посмотреть, работает ли эта штука вообще».
По мнению авторов публикации в Nature и опрошенных ими экспертов, ситуация с этими препаратами в будущем вряд ли улучшится, даже несмотря на серьезные побочные эффекты. Первая проблема в том, что выгода субъективно превосходит возможные побочные действия, которые сам человек зачастую не может оценить. Ведь если на головную боль или бессонницу можно пожаловаться, то вряд ли кто-нибудь отметит у себя раздражительность, приступы гнева или бесконтрольного поведения, не говоря уже о долговременных эффектах на психику, не изученных даже в эксперименте.
Вторая причина – в доступности. Около трети используемых без рецепта препаратов были куплены через интернет, остальные по рецепту или через аптеки. Ученым не удалось выяснить, каким образом рецептурные препараты использовались не по назначению – были ли это рецепты других пациентов или поддельные документы.
Самое поразительное в том, что 80% опрошенных считают, что любой взрослый здоровый человек может принимать психотропные средства.
69% даже готовы пожертвовать умеренными побочными эффектами ради усиления умственных способностей. Не обошлось и без неспортивного поведения – треть опрошенных сказали, что будут давать психотропные препараты своим детям, если их сверстники в школе начнут пользоваться «допингом».
Возможно, это последствия западного образа жизни, где психотропные препараты дети начинают принимать с детства по разнообразным причинам, а потому, достигнув совершеннолетия, они продолжают это делать, ведь у них сохраняется ощущение потрясающего эффекта без какого-либо риска.
Хотя того же самого можно добиться с помощью тренировок – усердной работы и грамотной организации труда. Что и приходится делать нам и нашим детям в отсутствие добрых докторов, прописывающих «таблетки внимания».
Кроме того, отсутствие разграничения между классами препаратов вследствие нехватки знаний делает выбор абсолютно необоснованным. Ведь если кто-то решился на время стать «сверхчеловеком», то уж лучше делать это с помощью улучшения кровоснабжения, а не биохимических изменений в нервной системе. Nature не задавал подобных вопросов, но было бы интересно узнать, отличают ли респонденты глицин от амфетамина.
Наверное, Ницше бы очень расстроился, узнав, что сверхчеловеком можно стать с помощью простых таблеток. В физическом плане это уже давно реализовано. Теперь наступила очередь ментальной составляющей.
Только не стоит забывать о вырождении человечества, поощряемом искусственными условиями. Даже если отбросить в сторону все индивидуальные побочные эффекты.