То, что полезная микрофлора способна влиять на функционирование кишечника, за последние десять лет стало понятно не только ученым, но даже маленьким детям, с той или иной степенью удовольствия поедающим «живые» йогурты. Менее известным является тот факт, что бактерии, содержащиеся в таких продуктах, вовсе не заселяют кишечник и задерживаются там совсем ненадолго.
Тем не менее, по данным швейцарских специалистов, эффект от такого временного подселения гораздо серьёзнее: внедрённые в кишечник лактобактерии способны влиять на обмен веществ, менять среду обитания и даже регулировать работу печени. При этом, несмотря на то, что задерживаются лактобактерии в организме недолго, они успевают заставить организм создать предельно благоприятные для его колонизации условия.
История симбиоза млекопитающих и бактерий насчитывает не одну тысячу лет. Не является исключением и человек, в кишечнике которого содержится столько микробов, что их вес в сумме достигает 1–1,5% всей массы человеческого тела. У здорового человека заселяющие толстый кишечник бифидобактерии переваривают клетчатку и синтезируют некоторые витамины. Кроме того, бифидобактерии помогают в становлении иммунной системы и нормальном функционировании пищеварительной системы. Бактерии работают, разумеется, не безвозмездно: наш организм создает для них идеальные условия — оптимальный температурный и газовый режим с должной влажностью; насчёт пропитания тоже беспокоиться не приходится.
Безусловно, на этом «празднике жизни» не обходится и без патогенных бактерий. К таким «плохим» относятся постоянно присутствующие, но находящиеся под присмотром «хороших» бифидобактерий клостридии, бактероиды, стрептококки и кишечная палочка.
Нарушение баланса по разным причинам, среди которых и приём антибиотиков, и неправильное питание, и стресс, приводит к тяжелым расстройствам — например, синдрому раздраженного кишечника, гастриту и язвам, сердечно-сосудистым заболеваниям, раку различных отделов пищеварительной системы и даже диабету, за счет развития устойчивости к инсулину. Бактерии влияют даже на эффект принимаемых лекарственных препаратов.
Самым распространённым способом «поправить» пошатнувшуюся микрофлору остается прием пробиотиков – живых культур непатогенных бактерий. В основном это лакто- (называемые ещё молочнокислыми) и бифидобактерии. Бифидобактерии входят в состав именно лекарственных препаратов, прописываемых врачом при дисбактериозе, а лактобактерии, в основном – Lactobacillus paracasei и rhamnosus, можно найти в любом хорошем йогурте с не истекшим сроком годности.
Вопреки распространенному стереотипу, лактобактерии не заселяют кишечник на длительное время.
Они действительно обладают «положительным действием» на микрофлору кишечника, но лишь за счет вытеснения патогенных клостридий, стафилококков и кишечной палочки. К доказанным их свойствам относится ещё стимуляция иммунной системы.
Назначенные врачами бифидобактерии заселять складки толстой кишки способны, но лишь при условии длительного курса приема и очень ослабленного состояния собственной микрофлоры. В противном случае это было бы похоже на штурм человеческих внутренностей с соотношением сторон 1:10 000, причем не в пользу «гостей».
Однако всё вышеописанное — это эффекты, получающиеся в результате взаимодействия бактерий друг с другом, в крайнем случае — с клетками иммунной системы.
Специалисты из швейцарского центра Nestle считают, что влияние пробиотиков на наше здоровье может быть гораздо большим.
Раньше они опубликовали данные о корреляции пристрастий к шоколаду и состава микрофлоры кишечника. На этот раз совместно со специалистами из Шведского университета в Упсале и Имперского колледжа Лондона они попробовали оценить глобальные изменения в системе обмена веществ.
Для этого они оценивали уровень метаболитов в печени, моче, крови и фекалиях подопытных, получавших вместе с обычным питанием еще и культуры L. rhamnosus. Конечно, эксперименты проводились не на людях, а на мышах, «пустой» кишечник которых заселяли микрофлорой, полученной от 20-недельного ребенка. Через некоторое время им «назначали» курс пробиотика.
Как и ожидалось, лактобактерии не задерживались в организме длительное время и не вытесняли бифидобактерий. Тем не менее, выяснилось, что они изменяли метаболизм последних на генетическом уровне. И более того — влияли на обмен аминокислот и желчных кислот в организме самого человека, регулируя активность печени.
О целенаправленном влиянии на работу печени ученые говорить не решаются, ведь бактерии изменяют уровень аминокислот, липопротеинов и метаболитов желчных кислот в крови, на что печень уже реагирует увеличением или уменьшением выброса желчи. Примечательно, что при этом создаются оптимальные условия для жизнедеятельности именно лактобактерий.
Ученые также пришли к выводу, что эффект зависит от исходных условий — то есть особенностей обмена веществ конкретного организма и состава микрофлоры, заселяющей его кишечник. Они снова возвращаются к мысли, высказанной в прошлой работе, только на это раз они не просто отметили корреляцию типов микрофлоры и особенностей макроорганизма, а даже частично объяснили механизм обеспечивающий.
По мнению специалистов, уже в ближайшем будущем с помощью культур пробиотиков можно будет влиять не только на вкусовые пристрастия, но и на обмен веществ.
Правда, для этого придется тщательно изучать «исходные данные» — геном каждого пациента и его микрофлору.