В прикаспийских горах Эльбурс (не путать хребет Эльбурс и расположенный на Кавказе Эльбрус) северо-западного Ирана, на пике Сулеймана, на высоте около 4000 м, археологическая экспедиция наткнулась на выпуклое скальное образование, которое, как говорят очевидцы, необыкновенно напоминает легендарный Ноев ковчег.
«Оно до странности похоже на окаменевшую древесину, словно сросшуюся со скалой», — живописует увиденное в интервью National Geographic организовавший поездку Роберт Корньюк — директор BASE, Института исследований и археологического поиска библейского наследия в Палмер-Лейке (Колорадо).
Самый выдающийся вперед фрагмент скалы и вовсе можно принять за нос корабля.
По словам Корньюка, на сделанных участниками экспедиции тонких срезах загадочного формирования явственно просматриваются структуры клеток древесины. Он признает: будет непросто доказать, что находка является именно Ноевым ковчегом, однако в любом случае убежден, что артефакт — древняя святыня и объект паломничества.
Части обнаруженного в иранских горах объекта сейчас проходят экспертизу в лабораториях Флориды и Техаса.
Легенда о великом потопе сохранилась в священных книгах трех религий — христианства, иудаизма и ислама. По библейской легенде, патриарх Ной по личному распоряжению Бога сделал судно — Ноев ковчег, на котором люди и животные спаслись во время великого потопа, а затем, спустя 40 дней и 40 ночей, когда вода спала, причалили к горе Арарат. Согласно Книге Бытия, Ноев ковчег имел соотношение сторон (длины к ширине) 6:1, длину 137 м, ширину 23 м и в высоту достигал 14 м.
Большинство ученых — интерпретаторов Библии склонялись к тому, что гипотетическое место хранения ковчега — гора Арарат, возвышающаяся на востоке Турции.
Однако такое местоположение не соответствует описанию, данному в Книге Бытия, где говорится, что пассажиры ковчега двигались с востока и рассчитывали достигнуть Месопотамии. Поэтому группа Корньюка считает, что турецкий Арарат может быть ложным следом.
«Библия служит нам здесь компасом, и заданное ею направление указывает отнюдь не на Турцию, а однозначно на Иран», — заметил Корньюк. Именно Книгу Бытия и другие литературные источники экспедиция BASE использовала при разработке маршрута экспедиции, которая состоялась в июле 2005 года и подробности которой стали известны лишь теперь.
Выбор исследователей остановился на пике Сулеймана после того, как они прочитали записки британского ученого А. Х. Макмахана, жившего в XIX веке. В 1894 году, после подъема на пик, Макмахан записал в своем дневнике: «По некоторым сведениям, именно здесь ковчег Ноя вынесло на сушу». Далее он рассказывает о деревянных фрагментах некой святыни на вершине горы, куда постоянно отправляются пилигримы.
«Мы нашли и место поклонения, и деревянные остатки на высоте 4570 м именно в таком виде, как описывает Макмахан», — говорит Корньюк. Последующая датировка образцов радиоуглеродным методом показала, что их возраст около 500 лет.
А уже под святыней, ниже по склону, экспедиции и повстречалось странное образование. Его длина примерно 122 м.
С выводами, сделанными сотрудниками BASE, не согласны многие эксперты. Специализирующийся на осадочных породах геолог Лондонского университетского колледжа Кевин Пикеринг сомневается, что скала, напоминающая очертаниями ковчег, сложена из окаменевшей древесины: «То, что мы видим на фотографиях, больше похоже на скалы осадочного происхождения с вкраплениями железа — маломощные пласты окремненных песчаников и сланцев, когда-то окруженных морем и давным-давно обнажившихся».
По мнению Пикеринга, группа из BASE заблуждается, ошибочно принимая чередующиеся в осадке тонкие слои за древесную стружку, а продолговатые, более заметные структуры за балки. «Мы, геологи, называем такие слои поверхностями напластований (bedding plane), — сказал он. — Они показывают распределение трещин (fracture patterns), которые мы связываем… с тектоническими процессами, которые и вынуждают камни подниматься на занимаемую ими в настоящий момент высоту».
Да и в целом всю структуру, воспроизводящую по форме корабль, можно объяснить с геологической точки зрения, вторит ему британский геолог Йен Вест, изучающий осадочные отложения Ближнего Востока. «Иран славится своими малыми покровными складками, многие из которых — нефтяные ловушки как раз такой, классической овальной формы», — комментирует он.
А специалист по древним лесоматериалам Мартин Бридж из Оксфордской лаборатории дендрохронологии сомневается, что древесина в обычных условиях могла уцелеть на протяжении столь длительного периода, достаточного, чтобы превратиться в камень. Ведь Ной построил свой ковчег, по прикидкам библеистов, 6–10 тыс. лет назад. По словам Бриджа, дерево сохраняется тысячи лет лишь в очень влажной или, наоборот, экстремально засушливой среде.
Кроме того, даже после окаменения древесины на ней должны были остаться какие-либо следы плотницкой обработки, а они, по свидетельству геолога Открытого университета Англии Роберта Спайсера, полностью отсутствуют.
И наконец, по замечанию Бриджа, даже при вселенском потопе едва ли какое-либо судно могло сесть на мель на высоте почти 4000 м: «Даже если растопить все горные вершины и ледники мира, уровень воды не поднимется до нужной отметки».