Пять лет назад, на 86-м году жизни скончался академик, руководитель научного института, глава разведки, МИД РФ, правительства и один из самых уважаемых в России государственных деятелей Евгений Примаков. Добродушный, улыбающихся на многочисленных фото, «Максимыч», как называли его друзья и коллеги, мог быть «и теплым, и жестким», говорил хорошо знавший его бывший министр образования Андрей Фурсенко. Глава МИД России Сергей Лавров назвал Примакова «масштабной личностью», отмечая, что он был одним из немногих, кому «удалось заглянуть за горизонт».
Востоковед-арабист по первому образованию, будущий премьер-министр России начал свою академическую карьеру в ИМЭМО в 1956 году, а в 1985-м возглавил институт, который сегодня носит его имя. Примаков считался соратником тогдашнего советского лидера Михаила Горбачева и выступал за перемены в стране, однако категорически не принимал радикализма. В 1989-1990 году он стал председателем Совета Союза — одной из палат Верховного Совета CССР, а после поражения путча ГКЧП в августе 1991 года был назначен первым гражданским руководителем ПГУ КГБ (внешней разведки). Впоследствии возглавил и российскую разведку.
В 1996 году Примаков занял должность главы МИД РФ, сменив сторонника прозападного курса Андрея Козырева, и провозгласил путь на многовекторную внешнюю политику. А в 1998 году он возглавил правительство России. Это был турбулентный период, когда российскую экономику лихорадило после дефолта 1998 года. Примаков не стремился к этой должности, однако в момент политического кризиса оказался единственной компромиссной фигурой. Его тогдашний кабинет, поддержанный всеми политическими силами страны, фактически представлял собой коалицию левых и либеральных политиков. Благодаря умеренному курсу, который заключался в поддержке промышленного сектора и помощи малому и среднему бизнесу, ситуацию удалось стабилизировать.
С именем Примакова связан и один из ярчайших эпизодов во внешней политике современной России — знаменитый «разворот над Атлантикой» в марте 1999 года, когда премьер отказался лететь в США, отреагировав на начало войны в Югославии.
5 лет без Евгения Примакова
close