Против вынесенного 14 февраля Конституционным судом России решения о митингах голосовал каждый третий из 18 подписавших его судей, пишет «Коммерсантъ».
Публично изложили свою позицию, выступив с «особым мнением», судьи Владимир Ярославцев, Юрий Данилов и Сергей Казанцев.
Конституционный суд в середине февраля признал новую редакцию закона о митингах частично не соответствующей Конституции. Суд постановил снизить минимальный размер штрафа за нарушения на митингах и отменить наказание в форме обязательных работ в случае, когда не причинен вред чьему-либо здоровью и не нанесен ущерб имуществу. В случае же ущерба его возмещение должно ложиться на государство, а не на организаторов акции. Судьи подтвердили конституционность максимального размера штрафа до 1 млн руб. и «уведомительного принципа» организации митингов.
Судьи, выступившие с особым мнением, считают, что закон следовало отменить из-за нарушения процедуры принятия, что избавило бы КС от необходимости исследовать его содержание.
«Бессмысленно искать спелые плоды на ветвях отравленного дерева»,— считает, в частности, судья Юрий Данилов. Он уверен, что «демократия — это, прежде всего, процедура», а «масштаб и массовый характер» допущенных Госдумой нарушений «многократно увеличивают концентрацию негативной энергии, взрывающей закон изнутри». «Поразительно, что эти нарушения сочтены недостаточными для применения к Госдуме мер конституционной ответственности в виде дисквалификации принятого ею закона. Безответственность развращает»,— возмущен судья.
Отмечает он и лояльность КС к невыполнению Госдумой его собственных решений о законодательной процедуре, хотя в последнее время КС резко реагирует на «преодоление своих позиций» (высшими судами России и Страсбургским судом). «Когда не удается выиграть по правилам, джентльмены меняют правила»,— комментирует судья Данилов тактику Госдумы. По его мнению, парламент «подтвердил неадекватность выражения собственной воли» в законе о митингах, что «свидетельствует о неконституционности такого акта не только по порядку принятия, но, в конечном счете, и по его содержанию».