В Перу временным главой государства был избран депутат конгресса Перу Франсиско Сагасти. 17 ноября в тот же день он принес присягу. За его кандидатуру проголосовали 97 парламентариев, 26 высказались против. Так, Франсиско Сагасти стал третьим по счету президентом Перу за неделю.
Во время присяги он пообещал восстановить доверие к правительству и почтил память двух погибших во время протестов молодых людей. Именно из-за их гибели в отставку ушел предшественник Сагасти Мануэль Мерино. Он руководил страной с 10 по 15 ноября. Протесты же вспыхнули в Перу из-за отстранения от должности президента Мартина Вискарры, которому на смену пришел Мерино.
«Мы не можем вернуть их к жизни. Но мы можем предотвратить повторение этого», — сказал Сагасти.
Таким образом, новый президент Перу, в первую очередь, попытался обозначить, что не повторит ошибок своего предшественника. Мерино был обвинен в попустительстве жестким действиям полиции при разгоне протестующих, что привело к гибели двух молодых человек. Трагедия спровоцировала еще большую протестную активность и беспорядки. Более половины членов правительства ушли в отставку спустя несколько дней после того, как приступили к своим обязанностям. За ними последовал и Мерино. Более 24 часов в Перу не было назначенного президента.
Мартин Вискарра, против отставки которого и выступают жители страны, занимал пост президента с 2018 года. Основанием для импичмента стало расследование в его отношении о коррупции. Свидетели по этому делу уже рассказали, что Вискарра получал взятки на сумму более $600 тыс. Многие перуанцы восприняли импичмент как госпереворот. На смену Вискарре парламентарии привели к власти малоизвестного политика, чем еще больше вызвали возмущение граждан страны. На него и была возложена ответственность за насилие полицейских.
Перу — одна из наиболее сильных в экономическом плане стран Латинской Америки. Однако пандемия отбросила экономику страны назад. Международный валютный фонд прогнозирует снижение ВВП на 14% в этом году, и это также ощущают на себе жители страны.
Все это привело Перу к политическому кризису. Внутри конгресса страны сохраняются серьезные противоречия, а жители по-прежнему недовольны отставкой президента и действиями нового правительства. До следующих президентских выборов остается пять месяцев — они назначены на апрель. За это время Франсиско Сагасти необходимо стабилизировать ситуацию.
Инженер по образованию, Сагасти стал главой государства через день после того, как был избран лидером конгресса. Поскольку у Мануэля Мерино не было вице-президента, когда он ушел в отставку, Сагасти стал следующим в очереди. И на этот раз, делая ставку на него, депутаты решили не повторять своих ошибок.
Как отмечает Associated Press, нынешний президент Перу — политик с репутацию сторонника консенсуса, что делает его наиболее подходящей сейчас фигурой. Первые часы после того, как он возглавил конгресс, Сагасти провел, посещая в больницах раненных протестующих. Во время своего визита политик пообещал сделать все, чтобы вернуть в Перу надежду.
Этот же посыл он повторил в своей речи во время присяги. Также Сагасти пообещал переименовать президентскую стипендию в честь молодежи страны. Он также поблагодарил протестующих за то, что они напомнили политикам о демократических ценностях, которые руководство страны должно отстаивать. И, помимо этого, новый президент пообещал продолжить борьбу с коррупцией.
«Это великое движение, которое мы наблюдаем во всех регионах страны, принадлежит молодежи», — сказал он.
Тем не менее, для многих перуанцев Сагасти остается неизвестной фигурой. Для них он рискует стать лишь одним из многочисленной череды президентов последних лет. В 2016 году главой государства был избран Педро Пабло Кучински, он и должен был пробыть у власти до 2021 года. Вместо этого из-за многочисленных коррупционных скандалов и сильного влияние конгресса страна сменила уже четырех лидеров за один президентский срок. Кучински в прошлом году был осужден Верховным судом по делу о коррупции и приговорен к 36 месяцам предварительного заключения.
Каждый ныне живущий бывший президент Перу находится под следствием или обвиняется в коррупции.
Однако политический кризис обнажил гораздо серьезные пробелы в нынешней политической системе страны. Ни одна партия в конгрессе не имеет большинства, что затрудняет достижение консенсуса при принятии решений. Вместе с тем, законодательный орган Перу обладает огромной властью и может смещать президента большинством в две трети голосов.
Главный научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев отмечает, что политический кризис стал результатом не только коррумпированности президентов, но и наличия того влияния, что имеет конгресс.
«Там происходит постоянная смена президентов. Это политический кризис, который, в принципе, вполне соответствует политической культуре Перу. Педро Пабло Кучински и другие — они были, в известном смысле, завязаны на коррупции, которая, к сожалению, есть практически во всех странах. Вместе с тем, нынешний кризис стал результатом интриг, которые плетут депутаты — это то, что происходит в конгрессе. Там идет сильнейшая борьба за власть. А то, что ушли уже два президента, и теперь конгресс пытается выдвинуть свое лицо — это нормальное совершенно явление для Перу», — отмечает эксперт.
У Вискарры, к слову, не было своей партии в конгрессе. У Сагасти, в отличие от него, есть на кого опереться — политик принадлежит к числу членов Пурпурной партии.
Поводом для противостояния между Мартином Вискаррой и парламентом стала его попытка провести реформу Конституционного суда. Депутаты бойкотировали инициативу президента и назначили нового члена коллегии судей. После этого Вискарра распустил парламент, а депутаты, в свою очередь, объявили его недееспособным и выдвинули ему обвинения во взяточничестве в то время, когда он занимал пост губернатора. Бывший президент отрицает обвинения. Верховный суд Перу проводит оценку, действовал ли конгресс в рамках закона, однако его решение не повлияет на отставку Вискарры.
Сагасти и его партия, к слову, были одними из немногих, кто голосовал против отставки президента. Возможно, этот факт успокоит протестующих.
Владимир Сударев полагает, что законодательный орган по-прежнему будет пытаться противостоять любым крупным реформам, особенно тем, что касаются борьбы с коррупцией.