Инициатива президента Франции Эммануэля Макрона по обновлению правительства послужила причиной для новых протестных волнений. На этот раз французский лидер вызвал гнев феминисток, которые уже провели серию акций в Париже.
Протестующие собрались в трех частях французской столицы: у Елисейского дворца, возле здания МВД и на площади Мадлен. Несколько демонстрантов даже попытались прорваться в администрацию Макрона, который как раз проводил первое заседание с обновленным составом правительства.
Феминистки требуют, чтобы два новых члена кабинета — глава МВД Жеральд Дарманен и министр юстиции Эрик Дюпон-Моретти — немедленно ушли в отставку.
Оба политика оказались причастны к ряду сексуальных скандалов.
Дарманена два года назад обвиняли в изнасиловании и сексуальных домогательствах. Полиция расследовала несколько соответствующих жалоб женщин, в итоге закрыв дело из-за отсутствия доказательств.
Гнев феминисток вызвало то, что апелляционный суд Парижа постановил возобновить следствие в отношении политика в июне 2020 года, но это не помешало ему занять пост в новом правительстве. Сам Дарманен не раз отрицал обвинения против себя, а Елисейский дворец не считает судебное разбирательство веской причиной для отказа от его назначения на пост министра внутренних дел Франции.
«Мы не можем считать, что из-за расследований не следует занимать правительственную должность»,
— отмечал новый официальный представитель правительства Франции Габриэль Атталь.
Второй объект гнева протестующих — известный французский юрист Дюпон-Моретти, который, будучи адвокатом, заслужил прозвище «оправдатель». За свою практику он брался за любые дела, защищая интересы политиков, проституток и даже террористов, в итоге добившись 145 оправдательных приговоров, в том числе в самых безвыходных ситуациях.
Его талант и стал причиной гнева феминисток. Одним из скандальных клиентов Дюпона-Моретти был экс-госсекретарь по государственной службе Жорж Трон, два года назад получивший оправдательный приговор по делу о сексуальных домогательствах и изнасиловании.
Дюпон-Моретти также защищал бывшего директора-распорядителя Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана, ушедшего в отставку из-за обвинения в попытке изнасилования. Дело против него во Франции было связано с другим инцидентом — его подозревали в сутенерстве. Однако Дюпон-Моретти вновь выиграл дело, добившись оправдательного приговора.
К тому же юрист не раз достаточно неоднозначно отзывался о движении #MeToo, сторонники Femen называли высказывания Дюпона-Моретти пренебрежительными.
Учитывая, что #MeToo сосредоточено вокруг осуждения сексуального насилия и домогательств, критика со стороны феминисток в адрес юриста вполне понятна.
Французская дискриминация
Как пишет Politico, отдельным фактором раздражения для различных феминистских организаций является общая проблема с женщинами во французском правительстве. Гендерный баланс в кабмине можно назвать идеальным только формально.
Хотя в новый кабмин входят 17 женщин и 14 мужчин, большинство ключевых постов все же ушло к мужчинам.
Так, они возглавляют министерство экономики и финансов, МВД, министерство юстиции и МИД. Можно назвать лишь двух женщин, получивших действительно высокие посты: министр экологического перехода Барбара Помпили и министр обороны Флоренс Парли. Впрочем, также стоит упомянуть главу минтруда Элизабет Борн вместе с министром территорий и связей с территориальными коллективами Жаклин Гуро.
Назначение Помпили и других женщин в качестве министров Елисейский дворец приводит в подтверждение приверженности Макрона гендерному балансу в правительстве. Пресс-служба президента отмечает, что три из четырех министров будут задействованы в плане страны по восстановлению после пандемии коронавируса.
При этом Елисейский дворец упускает из виду то обстоятельство, что ключевую роль в этом плане все же будет играть министерство экономики и финансов, возглавляемое Брюно Ле Мэром.
Еще один повод для критики со стороны феминисток — невыполненные обещания Макрона. За месяц до президентских выборов 2017 года он писал в Twitter, что хотел бы назначить женщину на пост премьер-министра Франции — однако спустя три года этот план до сих пор не реализован.
На фоне последней перестановки в кабмине многие пользователи соцсетей припомнили президенту эту фразу, но никакого ответа от Макрона не последовало.
Пост главы кабмина в новом неугодном протестующим правительстве Макрона занял Жан Кастекс — мэр небольшого города Прад, координировавший постепенное снятие ограничений, введенных для борьбы с эпидемией.
Правительственные перемены
Его назначение вызвало несколько неоднозначную реакцию, поскольку Кастекс является представителем правых республиканцев, а прошедший в июне второй тур местных выборов вполне явно продемонстрировал уклон французов в пользу левых от партии «Европа — Экология — Зеленые» и социалистов. Экологи показали впечатляющий результат, заняв места в большей части крупных городов Франции, тем самым подтвердив свой успех на прошлогодних выборов в Европарламент.
В подобных условиях большинство западных СМИ прогнозировали приход на местр премьера левого кандидата, да и Макрон говорил о смене политического курса Франции на экологию и социальную защиту. Однако все же пост ушел к правому и почти неизвестному кандидату, что обозреватели Le Figaro расценили как попытку президента устранить возможную опасность в преддверии новых президентских выборов.
Макрон поставил «технического премьера» без политического веса, готового следовать курсу главы государства.
Тем не менее с приходом Кастекса оставалась надежда на то, что хотя бы новый кабмин Франции будет более левым в пользу электоральных предпочтений населения, но и тут особых перемен не произошло. Из 31 представителя кабмина новых всего восемь человек. При этом почти на всех ключевых постах, кроме главы МВД, сохранились прежние люди.
В частности, министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан, глава минобороны Флоранс Парли, министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр, глава минздрава Оливье Веран сохранили свои посты в новом правительстве.
Касательно назначения Дарманена министром внутренних дел в целом все вполне очевидно. Несмотря на протесты феминисток, его предшественник Кристоф Кастанер обладал еще большим антирейтингом. В последнее время против политика выступали непосредственно полицейские, что отчасти связано со всплеском демонстраций против расизма во Франции.
Дарманен не новое лицо во французском правительстве. Ранее он занимал пост министра госслужбы и госбюджета. Бывшего республиканца, вступившего в ряды президентской «Вперед, Республика!», вряд ли можно внести в список «левых министров».
К слову, на его бывший пост пришла Амели де Моншален, до этого занимавшая должность государственного секретаря по европейским делам — также экс-республиканка, ныне состоящая в партии Макрона.
Отчасти левым можно назвать разве что Дюпона-Моретти, хотя официально юрист не состоит ни в одной партии. Тем не менее, как пишет Le Figaro, его назначение главой минюста все же можно рассматривать в качестве сигнала представителям левого спектра. Хотя в целом Дюпон-Моретти обладает достаточно скверной репутацией из-за своего рода деятельности и одинаково вызывает гнев как у левых, так и правых.
Среди новых лиц также стоит упомянуть министра культуры Розелин Башело: она занимала различные посты в кабмине при президентах Жаке Шираке и Николя Саркози. В частности, Башело возглавляла минздрав и министерство экологии. Уйдя из политики в 2012 году, она стала телеведущей, но вернулась в игру благодаря пандемии коронавируса. Если говорить о ее партийных предпочтениях, то ранее она представляла республиканцев.
Кроме того, в новом кабмине сменился пресс-атташе, место Сибет Ндиай занял Габриэль Атталь, ранее занимавший аналогичную должность при министре национального образования Франции. Он является бывшим социалистом, перешедшим в президентскую «Вперед, Республика!».