Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Здесь — дружат, там — воюют»

Совет Россия — НАТО обсудит ситуация в Афганистане

26 октября в Брюсселе пройдет встреча совета Россия-НАТО, посвященная Афганистану. Это первое совещание, на котором представители Москвы и альянса обсудят именно эту страну после возобновления диалога между Россией и НАТО весной прошлого года. Прорывов от этого разговора не ждут, однако, по мнению экспертов, Афганистан — одна из немногих сфер возможного сотрудничества России и НАТО.

Совет Россия-НАТО возобновил свою работу на уровне послов в апреле прошлого года. С российской стороны, кроме посла РФ при НАТО Александра Грушко во встрече примет участие и спецпредставитель нашей страны по Афганистану Замир Кабулов.

Несмотря на то что источники «Газеты.Ru», близкие к внешнеполитическим кругам, не ждут от встречи прорыва, именно афганское направление считается перспективным для возможного восстановления сотрудничества между Россией и НАТО.

«Если разблокировка начнется, то она начнется по Афганистану», — говорит ведущий эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.

До событий в Крыму, которые привели к заморозке отношений России и НАТО, именно Афганистан был одним из важных центров сотрудничества между Россией и альянсом. В НАТО позитивно оценивали взаимодействие с Москвой по этому направлению, отмечал в беседе с «Газетой.Ru» тогдашний заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу.

По словам чиновника, взаимодействие двух сторон здесь можно было оценивать как продуктивное, а само сотрудничество включало в себя тренировку афганских специалистов по борьбе с наркотиками в специальном центре в Домодедово, а также поставки транспортных вертолетов для нужд афганской армии. Средства на оплату поставок выделялись членом альянса — США.

Сегодня это сотрудничество свернуто, однако главным вопросом для обеих сторон по-прежнему является афганское урегулирование и подключение к нему части представителей радикального движения «Талибан» (запрещено в России).

Однако несмотря на то, что переговоры с талибами ведут как Россия, так и США, в НАТО без позитива воспринимали российские инициативы: «С точки зрения правительства Афганистана, США и Пакистана, «Талибан» — это угроза. Превращение их из врагов в партнеров по переговорам — это долговременная цель, но сейчас мы должны быть озабочены нестабильностью, которую «Талибан» создает в Афганистане», — рассказывала в интервью «Газете.Ru» замгенсека НАТО Роуз Гетемюллер.

Не исключено, что вопрос вокруг «Талибана» будет обсуждаться во время встречи, учитывая, что российский представитель по Афганистану Кабулов хорошо знает ситуацию, а в 2016 году заявил, что Россия «имеет канал связи с талибами».

Как отмечает ведущий эксперт центра Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик,

способность Кремля разговаривать с «Талибаном» — это возможный плюс для НАТО, однако главный камень преткновения — недовольство Москвы «организацией безопасности и миссии НАТО в Афганистане».

По мнению эксперта, роль Москвы, как арбитра, может возрасти по мере роста конфронтации между Ираном и Западом и, возможно, взаимодействие с НАТО по Афганистану «сработает позже».

Талибы не считают дни

Пока же Москва не всегда находит общий язык даже с дружественным правительством Афганистана. На днях президент Афганистана Ашраф Гани заявил, что талибы «принимают оружие от тех, на чьих руках кровь полутора миллионов афганцев», имея в виду Россию — правопреемника СССР, который вел войну в этой стране. В МИД РФ назвали такие заявления «неприемлемыми».

С середины 1990-х до начала 2000-х годов Россия оказывала военную помощь Северному альянсу, воевавшему с движением «Талибан». В те времена это даже нашло отражение в поп-культуре «Талибы считают последние дни», — говорилось в песне российской группы «Белый Орел».

При этом сейчас в России, как, впрочем, и в США, настроены на ведение диалога с умеренными лидерами движения «Талибан» в связи с тем, что оно ведет борьбу с террористами «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в России).

При этом ведущий эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Серенко отмечает, что

в Афганистане иногда «трудно отделить талиба от игиловца», и обе группировки, хотя и воюют между собой, заключают и союзы.

«В одних частях дружат, в других воюют», — характеризует ситуацию эксперт.

В поисках стратегии

Встреча представителей НАТО и России по Афганистану пройдет несколько дней спустя после визита в Афганистан госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Во время этой поездки он также говорил о возможности включения «умеренных талибов» в руководство Афганистана при условии, что они откажутся от насилия и террора. В то же время он отметил в беседе с журналистами, что США «продолжат воевать против «талибов» и других, чтобы они поняли, что военным путем победы не добиться».

В августе президент США Дональд Трамп анонсировал новую стратегию США в Афганистане, сделав упор на борьбу с террористическими элементами, а не на «строительство государства». При этом часть плана — приглашение к диалогу части талибов, готовых включиться в мирный процесс.

В плане также говорилось, что Пентагон получит право на увеличение военного контингента в Афганистане, однако публично о цифрах сообщаться не будет.

В настоящее время у США в Афганистане 8,4 тыс. солдат и офицеров. Количество сил НАТО без США составляет 13,5 тыс. военных. Главная задача американских военных — помогать обучению афганской армии, однако они также нередко оказывают огневую поддержку афганским силам.

По мнению Серенко, несмотря на то что позицию Трампа по Афганистану критикуют, у России «нет никакой стратегии», а попытка использовать в своих целях экс-президента Афганистана Хамида Карзая не принесет дивидендов.

Карзай, действительно, — частый гость в России: на недавнем международном форуме «Валдай», прошедшем в Сочи, он сидел на одной из дискуссионных площадок вместе с президентом России Владимиром Путиным. Как отмечает Серенко, несмотря на то что России импонирует критика США со стороны Карзая, он — «серьезный раздражитель» для сегодняшнего руководства Афганистана.

Эксперт видит участие России в двух ипостасях: инициацию миротворческих площадок для обсуждения ситуации в Афганистане, а также участие в гуманитарных проектах по созданию инфраструктуры в стране.

Тогда российские предложения «будут выглядеть сильнее», говорит политолог.

Новости и материалы
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Volkswagen рассекретил Tiguan с новым дизайном
В Крыму отказались от массовых мероприятий на Новый год
В Ленобласти подвалы срочно переоборудуют под бомбоубежища
В Гааге пройдет заседание по иску против Нидерландов за поддержку Израиля
Все новости