Глава МИД Великобритании Борис Джонсон объявил об отмене запланированной на 10 апреля поездки в Москву. Такое решение он обосновал изменением ситуации в Сирии.
«Министр иностранных дел Борис Джонсон принял решение не посещать Москву», — говорится в заявлении внешнеполитического ведомства страны.
Чуть позже Джонсон написал об этом в своем твиттере: «Я не поеду в Москву в понедельник, 10 апреля. Мои приоритеты теперь — переговоры по поводу Сирии и поддержки (президента Башара) Асада со стороны России с моими партнерами».
Сам Джонсон пояснил, что теперь он собирается продолжить контакты с США и другими сторонами в рамках подготовки к заседанию на уровне министров иностранных дел «большой семерки», которое состоится 10–11 апреля.
Целью подобных контактов, по словам главы МИД Великобритании, станет «создание международной координированной поддержки для перемирия на земле и по усилению политического процесса».
«Я также буду работать над тем, чтобы организовывать в скором времени встречу с партнерами, которые разделяют мое видение, чтобы обсудить последующие шаги», — цитирует Джонсона агентство ТАСС.
Говоря о «своем видении» ситуации, глава британского МИДа, видимо, подразумевает отношение к ракетному удару по аэродрому в Сирии, который предприняли ВМС США в ночь на 7 апреля. В твиттере появилась запись: «Полностью поддерживаю действия США после непростительных химических атак. Нахожусь в постоянном контакте с (госсекретарем США) Рексом Тиллерсоном».
Бунтарь-консерватор
Визит Бориса Джонсона в Москву не мог не заинтриговать британскую общественность. Возглавивший британский МИД летом прошлого года, бывший журналист, яркий парламентарий-консерватор и до 2016 года мэр Лондона, Джонсон известен на родине, прежде всего, своим скандальным красноречием. Его остроумные заявления, нередко балансирующие на грани приличия и политкорректности, заставили многих журналистов сравнить Джонсона с нынешним президентом США Дональдом Трампом.
Более того, его политические взгляды во многом близки к позиции Трампа — по крайней мере, к той, которую тот высказывал в ходе предвыборной кампании в США.
Этот факт давал основания полагать, что евроскептик и консерватор Джонсон мог бы найти общий язык с представителями российских властей.
Нынешний глава Форин-офиса был одним из главных сторонников выхода Великобритании из состава ЕС. В преддверии референдума он заявлял: «На протяжении истории было несколько попыток объединить Европу. Наполеон, Гитлер, разные люди пытались этого добиться, и все это заканчивалось трагически».
До его назначения министром иностранных дел о политике России на международной арене Джонсон говорил с традиционным британским скептицизмом. Однако его позиция была теплее многих других его коллег по Консервативной партии.
В разгар отечественной военной операции в Сирии, например, политик положительно оценивал освобождение Пальмиры. Джонсон назвал «жестокой честностью» действия российской авиации.
«Если путинские солдаты выбили маньяков из Пальмиры, значит — как бы мне ни было больно это признавать — это заслуга русских», — писал Джонсон в своей колонке в издании The Daily Telegraph в марте прошлого года.
Впрочем, сегодня Джонсон отвечает за единую линию британской дипломатии, поэтому его заявления относительно России стали нейтральнее. В прошлом феврале глава британского МИДа подчеркивал, что Лондон настаивает на продолжении антироссийских экономических санкций.
Это заявление дипломат сделал во время очередной эскалации боев на востоке Украины. Ответственность за вспышку насилия Джонсон возложил в том числе и на Россию.
«Какая-то собственная реальность»
Решение британского министра иностранных дел уже прокомментировали в Москве. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что Россия всегда выступала за стабильные международные отношения, построенные на международно-правовой основе, однако «стабильность и последовательность давно перестали быть визитной карточкой западной внешней политики».
«Такое впечатление, что наши западные коллеги живут в какой-то собственной реальности, в которой они сначала пытаются единолично строить коллективные планы, потом их также единолично изменять, придумывая абсурдные поводы», — заявила Захарова, напомнив, что это не первая несостоявшаяся поездка Джонсона в Москву.
При этом в середине недели британская Independent писала, что Лондон хочет наладить отношения с Москвой. Источники издания в британском МИДе говорили, что одной из главных точек соприкосновения дипломатов наших стран может стать борьба с терроризмом.
С разницей в несколько дней Лондон и Санкт-Петербург потрясли теракты, жертвами которых стали в общей сложности больше 20 человек. Поэтому логично было бы предположить, что британские политики могут предложить сотрудничество именно в этой сфере.
Однако тогда же источник Independent отмечал, что вопрос борьбы с терроризмом нельзя рассматривать отдельно от контекста урегулирования сирийского и ливийского кризисов.
Ситуация в Сирии на этой неделе существенно изменилась. Президента Асада обвинили в применении химического оружия против мирного населения. Не дожидаясь результатов расследования, США выпустили 59 ракет по авиабазе Шайрат, с которой, предположительно, и было пущено отравляющее вещество.
Соответственно, именно обострение ситуации на Ближнем Востоке стало формальной причиной отказа Джонсона от визита в Москву.
При этом в Государственной думе уже назвали данное решение ошибкой, поскольку необходимо сохранять общение между странами по дипломатической линии.
«Я считаю, что это серьезная ошибка со стороны министерства иностранных дел Великобритании, что любой дипломат — это прежде всего общение», — сказал зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.
Не оставил без внимания отмену поездки Джонсона в Москву и председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков, который намекнул на то, что Лондон не имеет своей собственной внешнеполитической стратегии по отношению к России.
«Джонсон: Тиллерсон доведет до Москвы единую позицию. Так Лондон может сэкономить на других поездках Джонсона: Тиллерсон все скажет за двоих», — написал сенатор в своем твиттере.