20 февраля большинство украинцев вспоминали события трехлетней давности, когда на улице Институтской в центральной части Киева было убито более 100 протестующих.
В понедельник на Институтскую улицу украинцы принесли цветы и лампадки. Прошел молебен. Охрану обеспечивали около 6,5 тыс. представителей национальной гвардии и полиции. Они установили пропускные пункты на улицах, ведущих в центр города, вещи и документы внимательно проверяли.
По данным пресс-службы киевской полиции, у одного из жителей столицы изъяли перемотанную скотчем светошумовую гранату, к которой были прикреплены металлические предметы, а также петарду. Еще у одного прохожего нашли предмет, напоминавший взрывной пакет.
Третьим сюрпризом оказался боевой пистолет, который отправили на экспертизу.
Недовольство политикой нового руководства страны привело к тому, что в этом году акции в честь «майдана» на Украине перестали быть мирными. Столкновения активистов с полицией начались в воскресенье, 19 февраля, когда радикалы попытались пронести комплектующие для установки палаток у здания администрации президента на Банковой улице.
Во время столкновений, участие в которых принимали народные депутаты Семен Семенченко, Егор Соболев и Владимир Парасюк, пострадало около десяти человек.
Полиция задержала пятерых активистов, среди которых был и командир добровольческого батальона ОУН (эта ультраправая организация запрещена в России) Николай Кохановский. После общения с представителями полиции Кохановский больше не решался нарушать общественный порядок.
Главные лозунги протестующих на этот раз касались прежде всего конфликта на востоке Украины. Многие из радикальных националистов, которые вступили в стычки с полицией, требуют введения полной экономической блокады донбасских самопровозглашенных народных республик — ДНР и ЛНР. Активисты уже блокируют ряд железнодорожных линий, связывающих богатый углем, но неподконтрольный Киеву Донбасс с западными украинскими территориями. Власти страны ввели режим энергетического ЧП в районах, которые не могут восполнить отсутствие угля-антрацита из ДНР и ЛНР.
«Cтолкновения на Крещатике подтверждают мысль, что обе стороны в карго-культе «майдана». В их представлении «майдан» начинается с палатки. Есть палатка — есть и «майдан». Нет палатки — нет «майдана», — написал в фейсбуке основатель Украинского института будущего Юрий Романенко. — Семенченко и компания пытаются тащить палатки под администрацию президента, а власть в ужасе, что палатки вызовут «майдан» (потому что перед глазами не причины недовольства народа, а палатки в огне на «майдане»). В этой логике, если удастся установить где-то палатку, то все».
Поводов для беспокойства много: украинцы недовольны высоким уровнем коррупции, отсутствием реальных реформ, двукратным ростом стоимости коммунальных услуг.
Более того, до сих пор украинские правоохранители не ответили на главный вопрос: кто отдал приказ стрелять в безоружных людей в центре украинской столицы?
Возвращение в прошлое
Три года назад в центре украинской столицы наблюдалась совершенно иная картина. На Крещатике и прилегающих улицах были установлены баррикады, в центре города появились палатки, рядом с которыми протестующие жгли в бочках костры. Продуктами питания и медикаментами «майдан» обеспечивали сами украинцы и оппозиционные силы, среди которых была партия «Свобода» и «Батькивщина».
Акции протеста начались после отказа тогдашнего президента Украины Виктора Януковича подписать договор о зоне свободной торговли с ЕС. По-настоящему масштабными демонстрации стали после силового разгона студентов 1 декабря.
Янукович допустил массу ошибок: отказался отправить в отставку министра МВД Виталия Захарченко (это было одно из главных требований протестующих), а позднее подписал «диктаторские законы» 16 января.
Они резко уменьшали права украинцев на собрание. В том числе запрещалось ездить колонной из трех автомобилей. В 2016 году сам Виктор Янукович во время онлайн-допроса из Ростова признал, что допустил ошибки, а нежелание подписывать договор о зоне свободной торговли с ЕС оправдал отсутствием выгоды для украинских предприятий. Это заявление вызывает споры среди бизнесменов.
Апогеем противостояния 2014 года стали массовые аресты участников «майдана». Власть предприняла несколько попыток разогнать «майдан» и перекрыть город, но безуспешно. Протестующие смогли получить контроль над основными государственными зданиями, за исключением парламента и администрации президента. В конце января – начале февраля 2014 года между протестующими и правоохранителями начались бои.
На стороне «майдана» выступили футбольные «ультрас» и представители новой националистической организации «Правый сектор» (также запрещенной в России).
20 февраля в центре столицы, как установило следствие, представителям спецподразделения «Беркут» выдали боевое оружие. После гибели более 100 человек Виктор Янукович скрылся в России, объяснив свой побег угрозой жизни и здоровью. Украинские следователи до сих пор не назвали всех виновных в расстреле людей в центре Киева. Сам Янукович заявлял украинским следователям, что не отдавал приказ стрелять в фактически безоружных людей.