Теперь законопроект будут обсуждать депутаты. Если 330 из 550 парламентариев проголосуют за внесение изменений в основной закон страны, то соответствующий вопрос будет вынесен на всенародный референдум. По мнению авторов проекта изменений, плебисцит может быть проведен уже в марте или апреле 2017 года.
Если депутаты одобрят законопроект, а после за него проголосуют турецкие граждане, изменится не только конституционная и правительственная система страны, но и начнутся другие реформы, которые, по замыслу инициаторов, должны оказать положительное воздействие на процесс демократизации Турции. Впрочем, не все турецкие политики разделяют эту точку зрения.
В чем суть предлагаемых поправок
Первоначально в проекте значилась 21 поправка, после заседаний специальной парламентской комиссии, которые продолжались 10 дней, осталось только 18. Вместе с тем турецкие издания не сообщают, какие именно три поправки исчезли из итогового текста законопроекта.
Предполагается, что в случае успешной процедуры утверждения поправок Турция войдет в переходный период до 2019 года, в течение которого в стране не будут проходить ни парламентские, ни президентские выборы.
Выбирать главу государства и депутатов будут в один день в 2019 году, после чего выборы будут проходить каждые пять лет. Кроме того, согласно проекту, президент может занимать свой пост не больше двух сроков.
Именно это положение вызывает наибольшую критику со стороны экспертного сообщества, поскольку в таком случае Эрдоган сможет оставаться у власти до 2029 года.
Помимо прочего конституционная реформа предполагает, что пост премьер-министра будет упразднен. При этом президент получит возможность назначать вице-президентов, министров и других высокопоставленных чиновников. Кроме того, глава государства будет наделен правом подготавливать и представлять проекты бюджета государства на утверждение парламентом. Другие законодательные функции останутся за парламентариями.
Кроме того, предлагаемые изменения в идеале должны наладить систему контроля законодательных органов власти над действиями президента: парламент получает возможность собирать специальные комиссии для расследования противоправных действий руководителя страны и даже инициировать процедуру импичмента против президента.
Чтобы созвать такую комиссию, депутатам будет необходимо набрать простое большинство голосов. А в случае если удастся собрать 2/3 голосов депутатов, то парламент получит возможность обратиться в Верховный суд для начала процедуры отставки президента.
Законопроект предполагает, что президент также получит рычаг давления на парламент в виде права объявить о его роспуске.
Вместе с тем если руководитель Турции воспользуется этим правом, то и его срок полномочий автоматически прекратится, а в стране будут назначены новые выборы — и парламентские, и президентские.
Также предполагается, что будут снижены возрастные требования к кандидатам в депутаты парламента. Если сейчас потенциальный кандидат должен достигнуть 25-летнего возраста, чтобы баллотироваться в парламент, то в случае принятия поправок в Турции могут появиться 18-летние народные избранники. При этом общее количество депутатов увеличится с нынешних 550 до 600 человек.
В авангард исламского мира
Однако одобрение поправок к конституции специальной парламентской комиссией не означает их автоматического принятия законодателями. Вместе с тем теоретически Эрдогану должно хватить сторонников в парламенте. Ожидается, что Партия справедливости и развития и Партия национального движения проголосуют за вынесение на референдум вопроса об изменении основного закона страны. Депутатов от обеих партий в общей сложности 355, что составляет необходимое количество голосов для положительного решения данного вопроса.
Вместе с тем против данных поправок выступают левоцентристская Народно-республиканская партия и прокурдская Партия демократии народов. Представители этих организаций считают, что политическую модель управления Турции, существующую с 1923 года, менять не следует. Кроме того, они опасаются, что принятие этих изменений приведет к установлению единоличной власти Эрдогана.
Однако эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», полагают, что турецкий президент преследует несколько иную цель — не столько установление абсолютной власти президента в Турции, сколько повышение роли своей страны в исламском мире.
«Главное в этом процессе — это даже не президентская республика как таковая, а желание Эрдогана создать исламскую республику. Сам по себе этот факт приведет к большим сдвигам в вопросе, кто будет в авангарде исламского мира — Турция, Иран или Саудовская Аравия», — говорит Теодор Карасик, ведущий эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоге.
По мнению эксперта, протесты кемалистов будут минимальными, «учитывая сегодняшние условия в Турции, которые не дают возможности для сопротивления».