Именно российского президента два главных кандидата в президенты — демократ Хиллари Клинтон и республиканец Дональд Трамп — вспоминают чаще всего. Причем если высказывания Трампа в адрес Путина можно вполне назвать комплементарными, то Клинтон, наоборот, настроена крайне жестко и обвиняет российского президента во всех провалах американской внешней политики.
Имя Путина на все лады произносят на телеэкранах американские обозреватели, перекрывая видеоряд с его участием тревожной музыкой, как в плохих советских детективах.
Недавно Клинтон вспомнила и классику американского кино, сравнив Путина с главным отрицательным персонажем фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец». «Дон Вито Корлеоне никогда не давал пустых обещаний и никогда не отказывал под трусливым предлогом, что не может бороться с сильными мира сего» — возможно, эти строки из одноименного романа Марио Пьюзо приходят на ум Клинтон, когда она думает о российском президенте.
Последний номер популярного американского журнала Newsweek изобразил Путина в толстовке с капюшоном, сидящим перед экраном компьютера, — намек на хакерский скандал со взломом информации Демократической партии США.
Известный американский специалист по России Томас Грэм сказал ранее «Газете.Ru», что «демонизация Путина продолжается»:
«Большинство американских комментаторов сосредоточены на личности Путина, деталях его биографии, которые, по их мнению, являются главным драйвером внутренней и внешней политики России».
Фигура Путина, который находится у власти в России уже 16 лет, и раньше была предметом самых полярных оценок в США: от уважения до ненависти и уничижения. В ранние годы американцы воспринимали Путина как авторитарного, но настроенного вполне дружески к США политика, партнера в борьбе с терроризмом. Оценки российского президента в Вашингтоне начали резко меняться после Крыма.
«Ничего у вас не будет, пока это поколение КГБ не уйдет от власти», — с раздражением в голосе говорил корреспонденту «Газеты.Ru» один из бывших высокопоставленных сотрудников администрации в частной беседе.
В этой президентской кампании «фактор Путина» стал одним из главных, причем, как жалуются профессиональные специалисты по России, зацикленность на Путине, пусть и главной фигуре в стране, мешает многим комментаторам видеть нюансы в российской политике.
На прошлых выборах, когда Обаме противостоял республиканец Митт Ромни, тема России упоминалась лишь вскользь. Когда однажды Ромни во время дебатов назвал Россию «геополитическим противником номер один», Обама практически рассмеялся ему в лицо, сказав, что «холодная война» закончилась 20 лет назад».
Сегодня же, как отмечают американские и российские эксперты, внимание на этих выборах лично к Путину связано с тем, что сама президентская кампания является во многом «судьбоносной» из-за участия в ней «пророссийского кандидата» Дональда Трампа.
Несмотря на то что подобная характеристика весьма условна, Newsweek называет Трампа «полезной марионеткой Кремля».
«Никогда еще с начала периода «холодной войны» в США не было политика, столь явно пророссийского политика, как Дональд Трамп», — пишет издание.
Однако журналисты отмечают, что никаких личных встреч у Путина и Трампа не было. Во время своего приезда в Москву в 2013 году для проведения конкурса «Мисс Вселенная» он не встречался с Путиным.
Выводы о том, что Трамп является «пророссийским кандидатом», пресса сделала в связи одобрительными высказываниями обоих друг о друге. При этом бывший сотрудник администрации Рейгана Фрэнк Браун считает, что все это нельзя назвать серьезным фактором, влияющим на американские выборы: «Я не вижу, что Путин играет большую роль. Просто пресса схватилась за слова Трампа, когда он назвал его хорошим лидером, это и дало ей повод начать все это перемалывать».
Американист Виктор Мизин отмечает в свою очередь, что использование российского фактора и образа Путина в американской предвыборной кампании 2016 года «доходит до сумасшествия». Однако это и помогает Клинтон «играть от противного».
«Если Трамп говорит о России с симпатией, то Клинтон, в особенности в последний период, выступает с определениями типа «крестный отец», а также использует идиотские обвинения в том, что Трамп «российский агент». За неимением другого, тема Путина становится главной», — говорит Мизин.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктория Журавлева согласна с такой оценкой и считает внимание кандидатов в президенты США к Путину «искусственным фактором, созданным логикой кампании». «История о том, что Россия якобы имеет отношение к взлому серверов Демократической партии, Трамп хорошо относится к Путину, а какие-то его советники связаны с бизнесом в России, — все это связалось в «единый фактор Путина». Так как Трамп не стал отмахиваться от своей позиции, Хиллари взяла это на вооружение и использует на фоне антироссийских настроений», — считает Журавлева.
Антироссийские настроения в США действительно сильны: по данным социологической службы Pew Research, в 2015 году в негативном свете Россию рассматривало 67% американцев.
На этих настроениях Клинтон, вероятнее всего, собирается сыграть и на дебатах, которые начнутся в США 26 сентября. Истории про КГБ и Путина снова прозвучат из уст Клинтон и будут снова подхвачены СМИ.
При этом сама Клинтон вряд ли будет столь радикальна в оценках, когда попадет в Белый дом и будет выстраивать отношения с Путиным. Стоит отметить, что во время предвыборных дебатов Клинтон даже заявляла, что готова к реалистическому подходу в отношениях с Россией.
Однако сейчас она должна действовать гораздо более жестко, так как ее стратегия — переиграть своего соперника Дональда Трампа на ниве национальной безопасности, отмечает Журавлева из ИМЭМО РАН. Республиканцы традиционно были сильны в этой теме, однако Хиллари необходимо убедить электорат, что Трамп слабо разбирается в этих вопросах.
В свою очередь сам Трамп, когда говорит о национальной безопасности, чтобы уязвить демократов и лично Обаму, использует пример Путина, называет его «бóльшим лидером, чем наш президент».
Эти слова Трамп произнес во время одной из встреч с американскими ветеранами — аудиторией, для которой слово «лидерство» — главная характеристика верховного главнокомандующего.
Высказывания кандидата-республиканца ложатся на благодатную почву, отмечает The Washington Post, напоминая об опросе исследовательского подразделения университета Quinnipiac 2014 года. Тогда 57% американцев отметили, что у Путина «сильные лидерские качества». Таковые у Обамы нашли лишь 49% опрошенных. Хотя сам Путин как личность пользуется совсем небольшой популярностью у американцев.
Ранее в интервью «Газете.Ru» американский политтехнолог Бернард Витман, президент компании Whitman Insight Strategies, отмечал, что, если бы Путин выставил свою кандидатуру в США, он стал бы популярен на Юге и в консервативных штатах.