Машину-амфибию в горкоме приобрели после последнего потопа 15 августа и уже готовят к агитационной работе — красят, наносят партийную символику, рассказал «Газете.Ru» источник в КПРФ.
Провести тренировочный заплыв решено в одном из московских прудов, в данный момент штаб выбирает для этого водоем без бетонированных берегов.
«Автомобиль-амфибия — это не лодка, надо быть уверенным, что все работает нормально. На большой глубине и по рекам он плавать не может, но при затоплениях отлично выручит. Приходится к этому готовиться, ведь выборы приходятся на осень, в Москве возможны потопы», — объясняет собеседник издания.
Оборонка — навстречу выборам
Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков официально не подтвердил, но и не опроверг эту информацию.
«Мы пока говорили только о намерении поставить наработки советского ВПК на службу избирательному процессу, — заявил он. — Москвичи смогут их оценить в ближайшее время».
ЛуАЗы — это как раз советские полноприводные внедорожники, разработанные для военных условий. После развала СССР их массово списывали и продавали из военных частей. По военной терминологии это даже не джип, а автомобиль-транспортер особо малой грузоподъемности.
У ЛуАЗа слабый мотор от «Запорожца», зато хорошая проходимость и полностью водонепроницаемый корпус. Гребных винтов у автомобиля нет, эту роль исполняют колеса. На сайте auto.ru такие советские машины доступны по цене от 80 тыс. руб. А в YouТube можно найти ролики, где владельцы луазиков демонстрируют, как их автомобили форсируют небольшие водные преграды.
До сих пор наработка отечественного ВПК на российских выборах применялась только однажды: бывший руководитель Центризбиркома Владимир Чуров в 2007 году использовал списанный танк в качестве запасного источника энергии на случай обесточивания ЦИК.
Об этом сам Чуров рассказал в феврале 2015 года в эфире РСН. «Оказалось, что пригнать во двор старый танк с работающим дизель-генератором значительно дешевле, чем заказывать современную передвижную электростанцию такой же мощности», — объяснил он, не пояснив, впрочем, где раздобыл танк.
Наш паровоз вперед летит, однозначно
А вот другое изобретение советской власти — агитпоезд — прочно застолбила за собой ЛДПР. «Мы арендуем несколько поездов только для членов партии, которые с агитационной атрибутикой, с раздаточными материалами идут от Москвы по разным направлениям — на запад, на Владивосток», — рассказал «Газете.Ru» вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев. Он уточнил, что поезда практически не останавливаются в крупных городах, потому что «какой смысл приехать в Москву на Казанский вокзал и собрать там митинг».
Вместо этого агитсоставы едут на «сотни тысяч мелких станций, куда никто никогда в жизни от царя Гороха не приезжал».
«Поезд приезжает на станцию, заранее за несколько дней проходит объявление об этом, и люди приходят на встречу с депутатами, — пояснил Лебедев. — Юридическая служба собирает жалобы, раздаются агитационно-печатные материалы — и пошли дальше. В среднем на каждой остановке поезд проводит 20–30 минут. Мы приезжаем иногда на тупиковые станции, где поезд постоит и потом поедет обратно, зато на эту станцию никогда никакие советские партийные деятели не приезжали».
Агитбригады на выезде
Арендовать целый поезд — недешевое удовольствие. «Справедливая Россия» в Новосибирской области организует менее затратные мобильные агитгруппы, рассказал «Газете.Ru» депутат-эсер Александр Агеев. «В каждой группе четыре человека, они ездят по мелким сельским поселениям, — пояснил он. — Привозят набор литературы, печатные материалы. Мы идем только с добром, без агитации, охватываем каждый двор». По его словам, партия намеренно не стала завешивать город баннерами, как конкуренты, потому что избирателей, по мнению эсеров, агрессивная реклама раздражает.
«Зайти» со своими материалами в села и поселки для партий оказалось особенно важно в связи с новой моделью нарезки одномандатных округов, применяемой на этих выборах, — лепестковой. В абсолютном большинстве случаев округ содержит в себе городской сектор и обширную сельскую территорию. Большинство избирателей — в городе, но там низкая явка. Из-за этого протестный городской электорат «уравновешивается» лояльным к власти сельским.
И для победы в округе надо привлечь на свою сторону село, которое к тому же больше занято урожаем и плохо следит за кампанией.
Партия «Яблоко» в Москве для агитации использует скромную выездную бригаду из двух агитавтобусов, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе партии. Их используют для того, чтобы удобнее было доставлять «летучую» агиткоманду из четырех-пяти человек в отдаленные от центра и метро районы, например на крупные рынки. Заодно автобусы прихватывают с собой агиткубы, которые неудобно возить на метро.
Без эпатажа
«Единая Россия» не использует каких-либо экстравагантных методов агитации, рассказал «Газете.Ru» первый замруководителя центрального исполнительного комитета «Единой России» Константин Мазуревский. «Мы не считаем такие методы эффективными, а люди их просто не воспринимают, — сказал он. — Мы сделали ставку на встречу с людьми, на прямой диалог с избирателями и решение их проблем. А экзотические методы — что это дает? По большому счету, ничего. Вместо нормального диалога получается какая-то клоунада. Мы серьезная партия, мы так не работаем». По мнению Мазуревского, благодаря переносу выборов на сентябрь они пройдут при хорошей погоде — удобно общаться с избирателями.
Судя по новостям, единороссы предпочитают брать не способом доставки агитации, а ее размахом.
Например, в Омске 1 сентября рядом с одним из торговых центров появился баннер единороссов длиной 48 метров. Огромный плакат привлекает внимание проезжающих, которые охотно делают на его фоне селфи и выкладывают в социальные сети. В результате плакат работает наподобие вирусного интернет-ролика — раскручивает в информационном поле сам себя.
История вопроса
Использование для агитации разных транспортных средств генетически свойственно российской Компартии. Так, первые агитпароходы были запущены уже в 1918 году во время Гражданской войны и использовались довольно долго — эта примета эпохи увековечена в книге «12 стульев».
А в 1934 году в СССР запустили агитсамолет «Максим Горький», возивший на себе для агитационных нужд фотолабораторию, типографию, библиотеку и громкоговорящую радиоустановку «Голос с неба».
В «лихие 90-е» телеведущий Леонид Якубович совершил перелет из Москвы в Новокузнецк на спортивном самолете Як-18Т с надписью «Голосуй или проиграешь», управлял которым лично Леонид Аркадьевич. А в Китае широко распространено использование воздушных шаров для политической рекламы: подобные шары пользуются большим спросом у кандидатов, несмотря на то что в стране доминирует одна политическая сила — КПК.
Может показаться, что агитпоезда — пережиток прошлого, когда в города и села можно было из-за отсутствия интернета и телевидения заехать только физически. Однако директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, комментируя тему «Газете.Ru», отметил важность «эффекта личного контакта». «Национальный фронт» во Франции делал целый проект «Забытые города Франции», когда партийные звезды отправлялись в турне по городам, где никто из политиков не бывал, — отметил аналитик. — В 1990-е результаты сильно колебались от того, был ли кандидат на территории: в одном селе ноль голосов, в соседнем 63% — потому что заехал, уважил. Чем меньше населенный пункт, тем выше ценится такое общение». Так что даже если рафинированным москвичам агитпоезда и агитпароходы кажутся китчем, на самом деле политический спрос на них есть.