В Центризбиркоме прошла жеребьевка, закрепляющая места партий в избирательном бюллетене на выборах в сентябре. На первый взгляд это чисто формальная процедура, результат которой вряд ли серьезно повлияет на итоги выборов. Однако за несколько дней до розыгрыша позиций политики уже успели разжечь вокруг него скандал.
Вначале ЦИК хотел, чтобы партии тянули жребий в порядке их регистрации Минюстом, однако такой вариант пришелся не по нраву главе высшего совета ЛДПР Игорю Лебедеву. Ведь это означало бы, что первой заветный шарик с номером тянула бы ЕР.
В итоге уже на следующий день после принятия постановления ЦИК пошли разговоры о том, что нужно проводить еще одну преджеребьевку. То есть сначала случайным образом определить порядок, в котором представители партий тянут шарик, и только потом разыграть позицию партии в бюллетене. Эту идею секретаря генсовета ЕР Сергея Неверова ЦИК поддержал.
Для проведения лотереи был выбран главный зал ЦИК. В его центре стоял прозрачный крутящийся шар с белыми шариками, развинчивающимися посередине. Обстановка соответствовала телевизионному шоу-лотерее.
Присутствующие в зале партийцы явно нервничали. Создавалось впечатление, что между ними распределялись не просто места в бюллетене, а результаты выборов.
«Да нам бы 3% набрать, это уже победа», — рассуждал один из представителей непарламентской партии в кулуарах.
В роли же ведущего выступила сама глава ЦИК Элла Памфилова. «Надеюсь, хоть здесь будет все мирно», — обратилась она к партийным лидерам, заверив их, что все шарики для лототрона равны по «температуре и формату». Раньше вокруг региональных кампаний ходили слухи, что ЕР постоянно занимает лучшие места в жеребьевке благодаря охлаждению шарика.
Памфилова достала красные конверты и шутливо разложила их на столе с главным прозрачным шаром. По ее команде партийные лидеры с энтузиазмом ринулись к ним. Это как раз и была та самая преджеребьевка. По ее итогам оказалось, что парламентские партии будут тянуть жребий последними. ПАРНАС оказался на втором месте. Памфилова пошутила, что теперь ЦИК точно нельзя упрекнуть в административном давлении на оппозицию. По мере жеребьевки она все более походила на телеведущего, чем на главу комиссии.
Первым попытал свое счастье лидер «Родины» Алексей Журавлев. Он победно вытянул шар с цифрой номер один. Некоторые единороссы, присутствующие на мероприятии, облегченно вздохнули. В кулуарах они признавались, что первый номер был бы для них не так хорош, потому что тогда не обошлось бы без претензий к честности процедуры со стороны их оппонентов.
А вот с тянувшей заветный шар второй представительницей ПАРНАС Марией Яблонской произошел казус. Она так сильно раскрутила лототрон, что ряд шариков в нем просто развинтились. Партия получила восьмую позицию.
Инцидентом не преминула воспользоваться лидер «Яблока» Эмилия Слабунова: «Кризис в стране дошел до того, что мы даже шарики не можем сделать, которые будут нормально служить 10–15 минут».
«Надо, кстати, проверить импортные они или отечественного производства», — парировала Памфилова.
Счастливый представитель эсэров Александр Бурков вытянул последний номер — 14-й. Перед процедурой он признавался «Газете.Ru», что первый и последний номера лучшие.
«Единая Россия» стала четвертой, а ЛДПР — седьмой. «Отлично, мы посередине», — обрадовался либерал-демократ Михаил Дегтярев.
А вот главным неудачником жеребьевки присутствующие посчитали КПРФ, которой выпало 12-е место. Но беда не столько в месте, а в том, что все партии, которых они считают «спойлерами», оказались впереди них. Так, вторую строчку в бюллетене займут «Коммунисты России», следом за ними идет Партия пенсионеров.
«Им очень не повезло. Все эти партии работают на левый электорат. Избиратель может и не дойти до КПРФ, когда будет изучать бюллетень», — поделился с «Газетой.Ru» один из участников жеребьевки. Некоторые парламентские оппоненты КПРФ ехидно подтвердили это мнение.
Интересно, что в первой пятерке партий в бюллетене из парламентских оказалась только ЕР — на четвертой позиции.
В целом итоговый список партий по результатам жеребьевки выглядит так: «Родина», «Коммунисты России», Партия пенсионеров, «Единая Россия», «Зеленые», «Гражданская платформа», ЛДПР, ПАРНАС, Партия роста, «Гражданская сила», «Яблоко», КПРФ, «Патриоты России», «Справедливая Россия».
То есть первую половину списка заняли исключительно прокремлевские партии.
Эксперт движения за права наблюдателей «Голос» Андрей Бузин говорит, что у него больше доверия к этой жеребьевке, чем к предыдущим. По его словам, преджеребьевка увеличивает шансы на более честный выбор, потому что вероятности перемножаются. В то же время он отметил, что и на прошлых федеральных выборах «Единая Россия» не стояла на первом месте, а претензии были именно к массовому выпаданию первых номеров на региональных выборах.
По мнению Бузина, порядок распределения мест в бюллетене не сильно сказывается на итогах голосования: «Дает что-то первое и последнее место, особенно первое, может что-то добавить, но меньше процента. Для мелких партий, которые заведомо не набирают 5%, это ничего не меняет. Для крупных может добавить 1% голосов, и это может сказаться на числе мандатов — это примерно три мандата». Эта зависимость была выше в 2011 году, когда мандаты распределялись только по списку и в выборах участвовали всего семь, а не 14 партий.
«Конечно, оказаться в начале списка выгоднее, чем быть в его хвосте, — считает политолог Аббас Галлямов. — Партиям, оказавшимся в конце бюллетеня, теперь придется тратить усилия на то, чтобы вбить в голову избирателя свой порядковый номер. Без этого они рискуют недосчитаться голосов».
По словам Галлямова, шансы «Родины» из-за первого места немного возросли, поскольку нынешняя думская кампания «откровенно слабая» и значительная часть избирателей придет на участки, не имея внятных мотивов, за кого голосовать.
«Выбор будет случайным. Первое место в бюллетене увеличивает вероятность того, что часть избирателей прочитают слово «Родина», оно им понравится. И они просто поставят галочку, не читая дальше, — рассуждает Галлямов. — 12-е место КПРФ — не лучший вариант, но, в отличие от Родины или «Справедливой России», у партии есть узнаваемое лицо, которое ни с кем не перепутаешь».