«Те действия, которые совершают некоторые политические и общественные движения, направлены на дестабилизацию обстановки, которая, в конечном итоге, может привести к уничтожению нашей государственности, за которую мы заплатили кровавой ценой», — гласило заявление президента Абхазии Рауля Хаджимбы, опубликованное утром 6 июля.
Речь шла о беспорядках, которые произошли накануне у здания МВД. Представители Блока оппозиционных сил Абхазии, объединяющего ряд политических движений частично признанной республики, пришли к министерству, требуя отставки его главы Леонида Дзапшбы. Сотни человек дважды штурмовали здание, выломали ворота и бросили один «коктейль Молотова» на козырек крыльца, что, впрочем, не привело к пожару.
Люди разошлись после того, как Хаджимба согласился отстранить Дзапшбу от его обязанностей на время проведения следственной проверки. Кроме того, президент пообещал продолжить переговоры о референдуме 10 июля, на котором будет поставлен вопрос о его отставке.
В беспорядках, по разным данным, пострадали от 17 до 19 человек. Большинство из них — силовики.
Самая противоречивая информация касалась раненных от огнестрельного оружия. Вначале власти Абхазии заявляли, что оно применялось в ходе штурма. После выяснилось, что получившие пулевые ранения поступили в медпункты уже вечером, после беспорядков с участием оппозиции. Перестрелка случилась в другом районе города, в районе ресторана «Эльбрус». По данным агентства «Абхазия-Информ», инцидент произошел у гостиницы «Интер-Сухум», тем не менее этот конфликт не связан с политической акцией у здания МВД.
6 июля президент Хаджимба слегка противоречиво, но убеждал общественность, что ситуация в стране в целом стабильна.
Он посетил больницу, в которой находились люди, пострадавшие в ходе штурма здания МВД, пообещав разобраться в ситуации. В своем официальном заявлении Хаджимба предупредил сограждан о приближении к краю, «за которым хаос и деградация». Позже политик дал интервью российскому государственному агентству РИА «Новости», в котором утверждал обратное.
Он пообещал, что все под контролем, и особенно подчеркнул, что туристический сезон испорчен не будет. «Работа соответствующих, в том числе и силовых, структур направлена на то, чтобы не допустить осложнения ситуации в республике, чтобы действия оппозиции не выходили за рамки наших законов», — добавил он.
Референдум о своей отставке Хаджимба осудил и добавил, что сам не будет в нем участвовать.
Пресс-секретарь президента Абхазии Хибла Возба отказалась давать «Газете.Ru» оперативный комментарий, объяснив, что у нее нет времени: необходимо успеть на митинг в поддержку Хаджимбы. Он состоялся в Сухуми и собрал около тысячи человек. Участники призывали привлечь к ответственности тех, кто штурмовал здание МВД накануне. В толпе был замечен и Хаджимба.
Перетягивание референдума
Представители оппозиции между тем считают, что у них больше поводов обвинять власти в неправомерных действиях. Как рассказала «Газете.Ru» Марина Гумба, член политсовета оппозиционной партии «Амцахара» (входит в Блок оппозиционных сил Абхазии), представители которой принимали участие в акции у здания МВД, сам протест спровоцировали действия правоохранительных органов.
«Изначально мы планировали провести съезд в здании филармонии Сухума. Нам не дали туда войти. Одним из требований Блока оппозиционных сил была отставка главы МВД Леонида Дзапшбы за провальную политику и катастрофическую криминогенную ситуацию в стране, — утверждает она. — Участники съезда решили пойти непосредственно к зданию МВД Абхазии, чтобы потребовать отставки министра Леонида Дзапшбы».
Причина возмущения — заявления Дзапшбы, который, как утверждает оппозиция, призывал своих подчиненных не ходить на референдум об отставке Хаджимбы, а также любыми способами саботировать проведение этого голосования. Аудиозапись, на которой Дзапшба угрожает своим сотрудникам, облетела соцсети и подогрела страсти вокруг референдума.
Блок оппозиционных сил Абхазии утверждает: нынешние власти Абхазии сделали все, чтобы на референдум, запланированный на 10 июля, пришли минимум людей. Тогда его результаты будут недействительными из-за низкой явки. По этим данным, силовые ведомства уже запросили у местных избиркомов подписные листы, получили их вопреки нынешнему законодательству и уже «работают по районам», используя различные виды давления на граждан, которые хотят принять участие в референдуме.
6 июля оппозиция Абхазии опубликовала «Обращение к народу Республики Абхазия» (копия есть в распоряжении «Газеты.Ru»), в котором референдум 10 июля уже назван «фактически сорванным». Блок оппозиционных сил требует перенести референдум на осень.
Марина Гумба и ее однопартийцы считают, что власть будет таким же образом использовать административный ресурс, даже если референдум будет перенесен на более поздний срок. «Но у нас есть надежда, что мы получим какое-то время в эфире, сможем рассказать о своих взглядах и своем видении происходящего в прессе, а также решим проблему с 30 тысячами просроченных паспортов», — рассказала собеседница «Газеты.Ru».
Оппозиция обеспокоена тем, что власти Абхазии до референдума не дадут продлить действие паспортов у тех, кто не успел обновить документы, таким образом дополнительно сократив потенциальную явку.
Все эти требования представители оппозиционного лагеря намерены обсудить с Хаджимбой. На момент сдачи заметки было известно, что президент Абхазии отказался переносить сроки проведения референдума. Вместе с тем руководитель администрации президента Абхазии Дмитрий Шамба заявил ТАСС, что граждане с просроченными паспортами проголосовать на плебисците все-таки смогут.
Кремль наблюдает
Москва пока, видимо, не собирается вмешиваться в абхазский политический процесс. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил в среду, что в Кремле «пристально наблюдают» за развитием событий.
«Мы хотели бы видеть Абхазию стабильным, развивающимся государством, граничащим с Россией. И надеемся, что все вопросы будут решаться исключительно в ходе политических дебатов и конституционным путем», — добавил он.
Ситуация в Абхазии не критичная, считает Алексей Чеснаков, директор близкого к Кремлю Центра политической конъюнктуры. «Не критичная, если, конечно, стороны не будут продолжать делать ошибки и провоцировать друг друга. Москве явно следует более внимательно вести мониторинг, но не вмешиваться, — добавил собеседник «Газеты.Ru». — Если в дальнейшем ситуация выйдет из-под контроля властей, то Москве нельзя будет отмолчаться».
«России, безусловно, важно сохранение политической стабильности в Абхазии, — продолжает Чеснаков. — В последние дни оппозиция неоднократно демонстрировала излишний радикализм, который может привести к непредсказуемым последствиям для государственных институтов республики. Поэтому в Москве поддерживают действующего президента Рауля Хаджимбу».
Впрочем, чуть более двух лет назад Кремль считал нынешние оппозиционные силы вполне легальной властью. В начале 2014 года президентом Абхазии был Александр Анкваб, связанный с ныне оппозиционной «Амцахара» и другими политическими движениями, выступавшими за независимость Абхазии с 1990-х годов.
Тем не менее Кремль молчал, когда в мае в Абхазии произошел переворот и режим Анкваба свергли силы, лояльные Раулю Хаджимбе, главе «Форума народного единства Абхазии» и бывшему сотруднику абхазского КГБ, который до этого находился в оппозиции более десяти лет.
По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Евсеева, Москва теоретически готова к повторению сценария госпереворота, однако на данный момент в Абхазии нет таких предпосылок. «Если бы оппозицию вновь возглавил Анкваб или какая-то другая сильная фигура, тогда можно было бы говорить об угрозе для власти Хаджимбы, — рассуждает эксперт. — Но сейчас Анкваб по целому ряду причин не может вернуться, а новой сильной фигуры на горизонте нет».
«Как нашу партию можно обвинять в каких-то антигосударственных идеях, если 90% членов «Амцахара» — ветераны войны с Грузией? — говорит Марина Гумба. — Это те самые люди, которые боролись за независимость Абхазии и ликовали, когда ее получили!»
Деньги успокоят
По мнению Евсеева, Хаджимба уже сделал важный шаг для того, чтобы «спустить пар» социальной напряженности: отстранил скандального главу МВД. Впрочем, пока неясно, действительно ли президент Абхазии готов пожертвовать своим союзником Леонидом Дзапшбой. По данным абхазской оппозиции, 6 июля Дзапшба приехал на работу, даже несмотря на временное отстранение от поста.
«Приехал он вместе с президентом, — рассказала «Газете.Ru» Гумба. — Что уж он там делал: собирал вещи или что-то еще, нам неизвестно».
По мнению Евсеева, именно экономическая сторона вопроса может стать ключевой в нынешнем политическом противостоянии. «Дополнительный кредит со стороны России мог бы существенно помочь. Большая часть критики в адрес Хаджимбы нацелена именно на то, что при нем замедлилось экономическое развитие Абхазии, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Между тем, если бы с помощью российского финансирования Хаджимбе удалось, скажем, поднять пенсии, это ему бы очень помогло». Эксперт считает, что даже в нынешней непростой экономической ситуации Кремль может пойти на такие меры: сравнительно небольшие размеры Абхазии позволяют использовать экономические рычаги.
По словам Марины Гумбы, еще одна проблема нынешней власти — это как раз сокращение поддержки Москвы. «Мы чувствуем, что в Москве перестали доверять Абхазии. Россия не оказывает ту поддержку, которую оказывала раньше», — считает она.
«До сих пор оппозиция действовала в рамках закона, не прибегала к открытой конфронтации. В конце концов, сейчас в стране туристический сезон, мы все понимаем, — добавила политик. — Однако если власти не прислушаются к нашим требованиям, то мы, думаю, оставим за собой право прибегнуть к народному сходу». Этот пункт был включен в повестку съезда партии «Амцахара», который проходил в октябре прошлого года.
В каком формате будет происходить народный сход, пока неизвестно. Тем не менее это мероприятие, очевидно, будет масштабнее предыдущих и переведет конфликт между властями и оппозиционными силами Абхазии на более опасный уровень.